Одной красотой турист сыт не будет
Несмотря на весь туристический потенциал Новгородской области, отсутствие должной инфраструктуры не позволяет региону стать достаточно привлекательным для путешественников
Несмотря на весь туристический потенциал Новгородской области, отсутствие должной инфраструктуры не позволяет региону стать достаточно привлекательным для путешественников14 и 15 мая состоятся Дни Новгородской области в Петербурге. 1125-летний Великий Новгород познакомит петербуржцев со своей культурой, достижениями местной науки, промышленности и, главное, – с туристическим потенциалом. Ведь уже начался очередной сезон путешествий. Но насколько привлекательно для туристов то, что может предложить регион?В России уже много лет говорится о необходимости развития внутреннего туризма. Год назад этот вопрос перед Новгородской областью особенно остро поставил Владимир Путин: достопримечательностей в регионе тьма-тьмущая, а вот с туристами – напряженка.
В Управлении развития туризма комитета по физической культуре, спорту и туризму Новгородской области уверены, что за это время удалось сделать много. И. о. главы управления Евгений Родионов перечисляет новые объекты:
– В Старой Руссе заработал туристско-информационный центр. Конечно, не такой мощный, как «Красная изба» в Новгороде, но все-таки он очень поможет гостям города, которые прибыли самостоятельно, без тура, а таких становится все больше. А ведь несколько лет назад даже план Старой Руссы было трудно купить – туристы бродили по городу наобум, отыскивали достопримечательности, расспрашивая прохожих. Тем временем в Валдае построена новая гостиница, а в нацпарке появились новые базы отдыха. В Чудовском районе начал работу новый центр отдыха в отреставрированном историческом здании – это Соснинская пристань на Волхове, у станции Волхов Мост. В Хвойнинском районе делают ставку на агротуризм – там будет выстроен гостиничный комплекс для любителей такого отдыха. И у нас уже наблюдается небольшой, но стабильный рост въездного туристического потока – за прошлый год он составил 10 процентов. Причем увеличивается количество индивидуальных туристов, особенно с детьми. Конечно, таким гостям нужны другие условия, нежели тем, кто приехал с туром на экскурсию или устроился на базе отдыха в лесу, чтобы рыбачить или охотиться.
Работают и уже раскрученные туристские объекты, такие как горнолыжная база «Мстинские горки» в Маловишерском районе (летом она служит обычной базой отдыха) или как уникальный музей под открытым небом «Славянская деревня» в Любытино.
В то же время новгородцы с тревогой отмечают, что стало меньше гостей, которые едут со стороны Пскова, причем не только россиян, но и прибалтов, и скандинавов, которые движутся через Эстонию. Виной всему отвратительная дорога, соединяющая два древних города. И если на территории Псковской области асфальт более-менее подлатан, то на новгородской земле туристов поджидает настоящая раллийная трасса. Это не смешно, когда перед вами расстилается полотно совершенно разбомбленной дороги километров так на тридцать. В итоге из-за колдобин люди отказываются от посещения Новгорода. Администрация Новгородской области прекрасно знает о состоянии трассы, но ссылается на нехватку свободных денег.
И если бы только одна дорога была в таком состоянии! Комплекс «Славянская деревня» – реконструированное поселение дружинников княгини Ольги – вынуждено принимать туристов, расквартированных в соседних Боровичах, ведь в самом Любытино нормального отеля нет. В Боровичах две гостиницы, и обе в сезон битком набиты.
Корреспонденты «НВ» несколько дней назад проехали по шоссе между этими городами. Эта дорога местами практически уничтожена, причем уже нынешней весной – осенью она была куда лучше. Можно продолжать печальный список. Проще сказать, какие дороги на Новгородчине пребывают в приличном состоянии.
И никакие усилия Управления по туризму, похоже, не в силах сдвинуть ситуацию по развитию водного туризма на Мсте. С давних пор от Березайки до Боровичей порожистая река привлекала любителей экстрима. Да и обычные байдарочники с малыми детьми постоянно сплавляются по Мсте. Но ночевать-то им и негде – только в палатках на берегу. За все время развития туристского сплава по Мсте ни единой турбазы для водников не появилось – где они могли бы высушиться, спокойно поесть и поспать под надежной крышей. Впрочем, и сухопутные путешественники без байдарок с удовольствием воспользовались бы кемпингом, чем тесниться дикарями по берегу, ведь на Мсте не везде удобно стоять с палаткой – много деревень и заболоченных мест.
Правда, возник было кемпинг местной турфирмы «Горная Мста», но из-за конфликта с арендатором соседней территории (кстати, успешно втершимся в удивительное доверие к областным властям) постройки пришлось снести. Там даже был уникальный музей, посвященный Боровичским порогам, – теперь он распихан по коробкам в городском офисе турфирмы. Арендатор вскоре бросил свой участок и оставил землю порастать борщевиком, за что его лишают права аренды, а водники так и остались ни с чем. При этом губернатор Новгородской области Сергей Митин очень уважает сплав на рафте, да что там Митин – мстинцы Владимира Путина по порогам катали. Но даже две такие влиятельные персоны не в состоянии посодействовать возникновению нормального – простого и удобного – кемпинга.
Масса проблем и в самом Великом Новгороде. Как бы ни старались администрация города, турфирмы и музейные организации завлечь гостей, на их пути встает нехватка нормальных гостиниц (не по бешеным ценам, но и не в развалинах) для тех, кто приехал всей семьей. Плохо с общепитом – в шаверму ребенка вести явно не стоит, в ресторане дорого, а в несчастном «Макдоналдсе» у вокзала даже в будний день не протолкнуться. Плохо и с парковками. На Сенной площади у Кремля можно припарковаться за деньги, а в остальных местах гостей поджидает запутанная сеть односторонних улиц с запретом поворотов то направо, то налево.
А уж как Новгород собирается справляться с валом гостей, которых он наприглашал на свои очередные Ганзейские дни, – трудно себе представить. И как эти гости будут попадать в город? Ведь в Новгороде ни воздушного, ни водного сообщения так и не завелось, а тупиковая железная дорога здесь и раньше не славилась частотой рейсов. То, что город сказочно красив и наполнен достопримечательностями, неоспоримо. Но в современных условиях одна только красота не кормит.