«Я живу как на войне»
Известная танцовщица Анастасия Волочкова рассказала «НВ» о том, почему запела, чем помогает обездоленным детям и как относится к тому, что о ней пишут в газетах
Известная танцовщица Анастасия Волочкова рассказала «НВ» о том, почему запела, чем помогает обездоленным детям и как относится к тому, что о ней пишут в газетах
Не первый год за ней тянется шлейф скандалов и сплетен. Не прижилась в Мариинском театре, не прижилась в Большом… Замужество стало событием, обсуждаемым по всей стране, но и за ним последовал развод... Из относительно недавних новостей – Волочкова выложила в блоге собственную обнаженку… А она, между прочим, все еще танцует. И не только. В чем петербуржцы смогут убедиться 23 мая в Александринском театре.
– Анастасия, обычно в программах ваших творческих вечеров классические балетные композиции чередуются с современными танцевальными номерами. На этот раз, как сказано в пресс-релизе, «самая известная российская балерина решила отойти от привычной концепции и предстанет в различных амплуа – балерины, певицы, спортсменки».
– «Аплодисменты» – моя новая концертная программа, новое шоу, формат которого я искала несколько лет, и нашла – в сочетании жанров – балетного, танцевального, вокального искусства и акробатических номеров. Премьера в таком, юбилейном, варианте (20 января мне исполнилось 35 лет) состоялась в Государственном Кремлевском дворце. Меня пришли поздравить Филипп Киркоров, Коля Басков, Дима Билан, Ирина Аллегрова, Валя Юдашкин – всех так с ходу и не назову. В моем родном Петербурге шоу будет более камерным, но, не сомневаюсь, мои зрители и здесь, выходя из зала, будут говорить: «Как здорово! И настолько неожиданно!»
– Балерина Анастасия Волочкова возьмет в руки микрофон?
– Меня все еще ассоциируют с классическим балетом, чего бы мне уже не хотелось. Хотя бы потому, что сейчас мне интереснее заниматься иными проектами, отличными от тех, о которых вы говорите, и таким образом привлекать к искусству музыки и танца зрителя более массово. На мой взгляд, мне пока это удается. Да, теперь меня можно видеть на сцене и танцующей, и поющей. В моем репертуаре уже несколько песен, специально для меня написанных. Две из них прозвучат в Александринке. Песню «Балерина» (с нее начинается программа) написал Игорь Николаев – ее я исполняла на «Рождественских встречах» Аллы Борисовны Пугачевой. А в финале вечера прозвучит песня «Аплодисменты». Я не претендую на звание эстрадной певицы, но почему бы не появиться в моей творческой палитре новой краске?
– «Аплодисменты» – не слишком ли самоуверенное название программы? А вдруг не сорвете?
– Я человек амбициозный, я – личность одиозная, поэтому могу себе позволить то, чего не могут другие. И многолетняя практика подсказывает, что я уже имею право назвать так свое шоу.
– Вы чуть ли не с гордостью заявляете: я – личность одиозная!
– «Одиозность» моя заключается в том, что я никогда не вписываюсь в стереотипы, кем-то установленные. Я скорее буду устанавливать свои. Как очень свободный человек, я поступаю так, как считаю нужным. Кто бы и что обо мне ни говорил. А говорят и пишут всякую чушь. Я приняла для себя решение: не огорчаться из-за того, что обо мне написали. Не огорчаться из-за того, что чего-то не написали. Не расстраиваться, что кто-то обо мне плохо думает или ненавидит меня. Знаете, как легко стало жить?! Я достигла уровня, когда могу говорить то, что думаю, то, что чувствую. Зачастую это совпадает с тем, что думают и чувствуют другие люди. Просто многие боятся говорить, раскрывать душу. А я не боюсь.
– Неужели для вас так мало значит ваше имя?
– Самый большой ресурс, который у меня в жизни есть, мое богатство – это мое имя. Это то, чем я буду дорожить, и то, что я хочу использовать во благо. Сегодня я не могу помогать обездоленным детям деньгами, потому что за мной нет ни богатых мужей, ни спонсоров. Поэтому деток приглашаю на свои концерты. 4 июня в Москве у меня полностью благотворительный концерт. Я сама финансирую аренду площадки, рекламу и сама, лично приглашаю детей, у которых нет родителей. Я понимаю: это ничтожно мало. Но это то, чем я реально могу помочь. Благодаря своему имени. У многих из этих ребятишек нет возможности купить билет. А у кого-то нет желания. Возможно, некоторые их них, если я не приведу за руку, никогда в жизни не попадут в театр. Будут сидеть у телевизора, смотреть «Дом-2», а потом бог весть чем станут заниматься в какой-нибудь подворотне.
В работе с детьми у меня большие планы. Тема моего диплома в Школе экономики – я недавно получила степень (МВА – Master of business administration – мастер делового администрирования. – Прим. ред.) – «Создание сети творческих школ Анастасии Волочковой в регионах Российской Федерации». Раскрытие творческого потенциала у детей – это то, что сегодня необходимо России. У меня есть цель, к которой я иду. И сколько бы ни было в моей жизни противостояний… Вы же знаете, я живу как на войне…
– И все же… Когда вы в последний раз приходили в отчаяние?
– Когда поступила команда: тур Волочковой по Дальнему Востоку оставить незамеченным! Я не понимала: как такое возможно?! Мне вдруг показалось, что я на всем маршруте – от села Верхняя Эконь до Магадана – пропагандирую не искусство музыки и танца, а наркоманию.
– Магадан – понятно, а что вас занесло в село...
– Верхняя Эконь. Хабаровский край. Туда я поехала, потому что узнала: там в школе музей нанайского искусства. И в школе этой, и в детском садике тоже, кстати, – печное отопление! Вы много знаете балерин, даже не знаменитых, которые сегодня поедут бесплатно танцевать перед детьми в таких условиях?! И вместо того чтобы поддерживать меня в моих начинаниях, мне ставят палки в колеса.
– Настя, откуда вы знаете, что была команда сделать ваш тур незамеченным?
– От ваших коллег, журналистов. Те, что посмелее, приходили ко мне в гримерки и говорили, что команда в краевые администрации поступила из Москвы! Мне бы хотелось посмотреть в глаза людям, отдающим такие распоряжения! У них что, других проблем нет? О снятии с эфира сразу двух программ с моим участием вы, конечно, знаете. Но вы можете не знать, что обе успели пройти на Дальнем Востоке и в Казахстане, а до Центральной России почему-то не дошли. Сейчас уже все посмотрели «Пусть говорят!» – и что? Кому-то от этого стало хуже?!
В свое время мешали Майе Михайловне Плисецкой, и Юрию Николаевичу Григоровичу, и Мариусу Лиепе. Кто сейчас помнит чиновников-вредителей?! А Плисецкая, Григорович, Лиепа – наша гордость. У каждого творческого человека свой путь. Но в нашей стране он, к сожалению, почему-то сложней, чем мог бы быть. Я, может быть, и уехала бы из России, если бы не понимала, что способна не только помогать детишкам, но и служить им примером того, что, несмотря на все преграды, реально быть успешным и в России. Вы же знаете, как я начинала. У меня, когда я пришла в балетную школу, не было никаких данных для танца. И, пройдя через все, теперь я любому ребенку имею право говорить: «Ты можешь стать лучше, чем я, успешнее. Но для этого нужно иметь свою жизненную позицию и много трудиться».
– У вас же была попытка уехать…
– Была, да… (Смеется.) Попытка не пытка! Но коль так случилось, что Юрий Николаевич Григорович вернул меня из Лондона в Россию, значит, так и должно было быть. Я очень доверяю этому человеку, он мой большой друг и патрон.
– Года два назад руководство Краснодарского театра балета Юрия Григоровича расторгло с вами контракт…
– Это было полной неожиданностью и для меня, и для Юрия Николаевича.
– Где же, если не секрет, лежит ваша трудовая книжка? Дома на холодильнике?
– Она как лежала, так и лежит в Большом театре. Но там я с 2003 года не танцую. О чем сейчас нисколько не жалею.
– И какая последняя запись в трудовой книжке?
– Та же, что и была при поступлении: «Балерина, ведущий мастер сцены Большого театра России». Подавая в суд на генерального директора театра Иксанова за незаконное увольнение, я потребовала восстановления и компенсации морального ущерба в размере одного рубля. Потому что защищала честь и достоинство, а не право танцевать в Большом театре.