Невероятное стало очевидным
Немцы назвали победу Азербайджана на «Евровидении-2011» «заслуженной мистикой»
Немцы назвали победу Азербайджана на «Евровидении-2011» «заслуженной мистикой»Можете, уважаемый читатель, счесть, что ваш корреспондент «тронулся умом на почве мистики», но триумф азербайджанского дуэта Ell&Nikki в финале «Евровидения» не чем иным, как мистикой, воплотившейся в реальность, назвать нельзя. Можете считать, что в «магическом» посыле этой статьи косвенно виновна известная рейнская прорицательница Элла, посулившая накануне финала победу Воробьеву и тем самым повредившая лабильную психику несчастного журналиста. Но давайте беспристрастно взглянем на хронометраж того, что творилось в финале, и тогда, возможно, все станет на свои места.
21.49 по среднеевропейскому времени. На сцене – Алексей Воробьев. Общее впечатление: у Aлекса внешний вид звезды из какого-нибудь богемного сериала «Беверли-Хиллз 90210» и при этом, как говорят в спорте, «крепатура мыщц». Просто физически ощущается, что Alex Sparrow перегорел до старта: вроде бы показная легкость, но на деле скованность голоса, скованность движений, глубинная подавленность даже той сексапильности, за которого посланца России полюбила не только слабая, но и «голубая» половина столицы Рейн-Вестфалии.
Все! Это не провал, но и не триумф.
А теперь, читатель, внимательно отмечайте последнюю цифру на «хронометре «Евро-2011», который я сейчас демонстрирую вам…
22.28. На сцене – посланники солнечного Азербайджана. Как ни странно, в их поп-балладе, способной украсить любой детский мультик, есть что-то настоящее. Как есть настоящее и в их несколько нарочито белых – цвета невинности – сценических нарядах. Исполнение со всех точек зрения небезупречно. Но в нем – неуловимый аромат мая, неуловимое дыхание воплощенной любви.
Спрашиваю немецкую коллегу, фотокорреспондента Элис да Силву:
– Как ты полагаешь, реально ли, чтобы победили именно эти ребята?
Элис, сама очарованная дуэтом, тем не менее сохраняет присущую ей логику. Пожимает плечами. И отпускает замечательную реплику, которую, утеряв несколько «вкусовых» оттенков, можно перевести на русский так:
– Это вполне возможно, но вряд ли вероятно.
Вот после этих слов я вопреки здравому смыслу, вопреки всем рейтингам и предсказаниям фиксирую все внимание не на записных фаворитах Гран-при, а на азербайджанцах. Может быть, тому виной и всплывшие в памяти слова легендарной старой песни земляка Эльдара и Нигяр Муслима Магомаева: «Я к тебе приду, Азербайджан!»
Продолжаю хронометраж. Следите, читатель.
23.28. Ровно через час после выступления Эльдара Гасымова и Нигяр Джамал Россия «отгружает» в призовую копилку будущих триумфаторов 12 очков. Элис и немецкие коллеги, слышавшие наш короткий диалог относительно перспектив азербайджанцев, с некоторым изумлением и сдержанной досадой смотрят на корреспондента «НВ». С удивлением – потому, что эти 12 очков действительно могут принести победу черным лошадкам в белых тогах. С досадой – ибо Россия не дала ни очка очаровательной германке Лене Майер-Ландрут. Я даже несколько тушуюсь под их взглядами, потому что, отвечай за всю Россию, «подкинул» бы голосов Лене, действительно показавшей высший класс и одержавшей победу в первую очередь над самой собой.
00.18. Триумфатор пока еще не известен широкому зрителю, но среди своих (журналисты, букмекеры и пр.) пошел «проверенный слух»: «Азербайджан!»
00.28. Триумф! Эльдар и Нигяр – на седьмом небе от счастья. Они сделали это! Сделали со своим шлягером Running Scared, и могу только представить, как, на удивление, по-домашнему он уже сегодня звучит в каждой самой захудалой азербайджанской чайхане.
У коллег – шок.
Кто-то называет победу «записных аутсайдеров» «мистикой», добавляя через долгую паузу: «Мистика, но… заслуженная».
Кто-то пытается вспомнить, а не та ли Азербайджан страна, чью футбольную сборную тренирует легендарный немецкий тренер Берти Фогтс.
Кто-то вдруг с удивлением произносит: «Подождите, они – из государства, в котором каждый зарабатывает в месяц около 40 евро?!» На что слышит внушение от солидного экономического обозревателя солидной финансовой газеты, заглянувшего на «Евро-2011», чтобы расслабиться: «Да при чем тут заработки?! Азербайджан для Германии – седьмой по значимости поставщик нефти-сырца!»
Ваш покорный слуга мгновенно оказывается в этом бурном водовороте изумления, попыток понять, что произошло, симпатии к ребятам с легким привкусом разочарования, что «победили они, а не мы». От корреспондента «НВ» как выходца из СССР требуют, чтобы он назвал еще каких-нибудь популярных певцов с родины Ell&Nikki. Стыдно, но не могу припомнить никого, кроме Магомаева. Называю эту фамилию, и меня цепляют за рукав: «Подробности! Дай подробности! Этот Ma-go-ma-jew будет представлять Азербайджан на «Евровидении-2012» в Баку?»
Если честно, то не знаю, сколь значима цифра «8» у каких-нибудь горских мистиков и седобородых мудрецов. Но в известной мере можно сказать, что это были те самые 8 минут, напомню: 22.28, 23.28, 00.18, 00.28, которые потрясли мир. Ну, если и не весь мир, то как минимум 120 миллионов зрителей в 55 странах, следивших за ходом шоу. Впрочем, даже если вашего репортера подвел хоть на минуту его хронометр, это не столь уж важно. Ведь в любом случае невероятное стало очевидным. Оказались посрамленными все эксперты, букмекеры, музыкальные обозреватели, критики, гадалки и т. д.
Мне очень понравилось определение Элис, констатировавшей, что «в эту ночь Европа выбрала любовь». Так, по сути, и произошло. Ведь в немудреной песенке солнечных ребят из «экзотической республики» была, уж извините за такое определение, эманация самой любви. Вот она-то и победила в очном споре с готическим роком из Грузии, евро-попом из Венгрии, корсиканской оперой, испанской музыкой для сиесты и т. д. и т. п.
Отходя от эмоций, переполонивших даже меня, вообще-то равнодушного к стилистике «Евровидения», отмечу: нынешний Гран-при, прошедший в ФРГ, удался. Мне, как россиянину, приятно, что мы поспособствовали успеху настоящего – в ущерб надуманному. Кроме того, есть и еще одна победа, о которой тоже приятно упомянуть. В нынешнем году постсоветские республики повторили успех минувших лет, не дающий покоя многим записным фаворитам из Старого Света: семь из десяти посланцев из экс-СССР с успехом прошли полуфинал.
К удивлению многих, на «Евро-2011» было представлено немало достойных – в музыкальном и творческом плане – номеров. И, самое главное, представлено очень молодыми, перспективными исполнителями. Думается, в ближайшие пару лет вслед за «черными лошадками в белом» из Азербайджана еще как минимум пара таких же «лошадок» очень громко заявит о себе на всемирном «ипподроме» попсы.
Наконец, но не в последнюю очередь, стоит отметить прекрасную работу организаторов шоу. Мало того что «Евровидение-2011» прошло без сучка, без задоринки, а просто задорно, так еще и несколько рекордов им, организаторам, удалось установить. Так, Германия, не принимавшая «Евро» 28 лет, поразила зрителей самой большой за всю историю сценой, на которой выступали артисты, самыми большими телевизионными панелями – всего не перечесть. Для любителей точных цифр: в сухом остатке «Евровидения-2011» остались 6080 тонн строительных и декоративных материалов, 35 километров электрического кабеля. Их в тот момент, когда вы держите в руках свежий номер газеты, продолжают демонтировать порядком уставшие мастера.
Ну а небо над столицей Рейн-Вестфалии заплакало дождем уже в ночь, когда жюри подвело итоги голосования, и продолжает тосковать до сих пор. Небо словно ловит синкопу с теми, кто оплакивал невыигрыш Леной Майер-Ландрут (или Алексеем Воробьевым) Гран-при. А тем временем «Евровидение-2012» уже потихоньку напевает: «Я к тебе приду, Азербайджан!» Над Баку, по данным Гидрометцентра, сегодня – солнце.