Прибедняйся кто может
Мурманские чиновники, пойманные на сокрытии доходов, остаются практически безнаказанными
Мурманские чиновники, пойманные на сокрытии доходов, остаются практически безнаказанными
В Мурманской области чиновники, несмотря на требования закона, продолжают массово не сообщать достоверных сведений о своем материальном положении. Это следует из нового отчета прокуратуры по противодействию коррупции, который ее сотрудники подготовили для губернатора региона Дмитрия Дмитриенко.
В документе подчеркивается, что непрозрачность финансового положения чиновников – самый яркий фактор, способствующий злоупотреблениям с их стороны. И только за прошедшие три месяца служители закона выявили 342 случая попытки скрыть доходы в органах власти разного уровня. При этом лишь 12 чиновников уже наказаны, но их привлекли лишь к дисциплинарной ответственности. Ведь в большинстве случаев служители закона могут предъявить чиновникам только нарушение формальной процедуры оглашения доходов, а выяснить, что скрывается за каждым таким нарушением, дело крайне сложное.
Сейчас у всех на слуху острая полемика между директором Московского НИИ неотложной детской хирургии и травматологии и президентом Национальной медицинской палаты Леонидом Рошалем и руководством федерального Минсоцразвития. Насколько прав самый известный педиатр, обвиняя чиновников в бедственном положении медицины и повсеместной коррупции, вопрос отчасти спорный, но больше всего нарушений мурманские прокуроры выявили именно в региональном министерстве здравоохранения.
– Во время проверки, проведенной в феврале этого года, выяснилось, что в 2009 году 22 сотрудника министерства здравоохранения не сообщили данные зарплатных счетов в банках и размер имеющихся на них средств, – рассказал прокурор отдела по противодействию коррупции областной прокуратуры Ирина Барашева. – В некоторых случаях не было информации и о других банковских счетах. Девять госслужащих министерства предпочли не сообщать о доходах супругов и детей. Руководству министерства внесли представление с требованием устранить нарушения.
Подобная же ситуация с сокрытием доходов сложилась ли и в региональном управлении Росздравнадзора. Причем в нем на нарушениях закона попались не только шестеро рядовых чиновников, но и руководитель ведомства.
– В региональном минздравсоцразвития с нашими претензиями согласились, даже разработали специальную памятку, в какой именно форме гражданским служащим следует сообщать о своих доходах, – замечает Ирина Барашева. – По словам руководства структуры, с ней уже ознакомили всех сотрудников.
Неизвестно, поможет ли чиновникам памятка, но, судя по всему, в законе, непосредственно регулирующем их работу, они не слишком разбираются.
А вот в администрации второго по значимости города области и столицы Северного флота Североморска сотрудники искреннее берегут нервы родственников. Иначе как объяснить, что начальник одного из отделов администрации указала меньшую сумму доходов своего мужа, чем та, о которой отчитался его работодатель. А заместитель главы города и по совместительству председатель комитета имущественных отношений Рауза Распопова сообщила сумму дохода свою и супруга по основному месту работы уже с вычетом налога на доходы. Похвальная склонность к скромности, конечно. Хотя наводит на нелицеприятные выводы. Спрашивается, что пугает государевых людей? Налоговая инспекция? Или, может быть, в семьях чиновников супруги скрывают друг от друга кровно заработанные?
Кроме того, пятеро муниципальных служащих не полностью сообщили адреса банков и данные счетов, где у них находятся сбережения. Прямо квест для сотрудников правоохранительных органов: захочешь выяснить финансовое положение того или иного чиновника, отгадай, где находятся его деньги. В итоге прокуратура внесла представление главе города Виталию Волошину, потребовала устранить нарушения и привлечь чиновников к дисциплинарной ответственности.
Сейчас сотрудники прокуратуры проверяют предоставление сведений о доходах чиновниками в 2010 году, и окончательные данные должны быть готовы к июню. Но то, что нарушения будут выявлены, сомневаться не приходится.
Впрочем, может быть, госслужащие, наоборот, отличаются похвальной юридической грамотностью. Ведь конкретные сведения о наличии у них недвижимости, сбережений или машин служители закона имеют право требовать, если в отношении их владельца возбуждено уголовное дело. Или – вторая возможность – в прокуратуру поступила жалоба, что тот или иной госслужащий занимается коммерческой деятельностью. Таких обращений за последнее время в областную прокуратуру поступило несколько. В налоговую инспекцию были направлены запросы о наличии у указанных людей частных компаний. Ответы пришли отрицательные. Вот только никто не запрещает заниматься бизнесом, оформив фирму на ближайших родственников. А таких сведений правоохранителям не представляют.
Впрочем, также практически невозможно получить информацию от Росреестра о наличии недвижимости или автомобиля. Нет четко отработанной процедуры. Еще хуже дело с проверкой банковских счетов. Закон здесь стоит на стороне их владельцев и печется о банковской тайне. Ну и традиционно в нашей стране есть чисто технические проблемы, такие, как отсутствие единых баз регистрационных сведений.
Хотя нужно признать, что Генеральная прокуратура делает определенные шаги, чтобы иметь возможность выяснить, кто из чиновников как обеспечен. В частности, разрабатывается форма запроса в налоговые органы о наличии собственности чиновников коммерческих фирм. Но пока ситуация напоминает замкнутый круг. Выяснить, не ворует ли чиновник, невозможно, пока он не попадется. А они чувствуют себя как рыбы в воде и не боятся разоблачения.
кстатиСпикер оказался гораздо богаче губернатора
Губернатор области Дмитрий Дмитриенко и спикер региональной думы Евгений Никора отчитались о доходах за прошлый год. Так, глава Заполярья заработал за 2010-й почти 2,5 миллиона рублей. В собственности у него находятся две квартиры в России общей площадью около 140 квадратных метров. Кроме этого глава региона пользуется служебной квартирой в Мурманске на 114,4 «квадрата». На фоне других губернаторов Дмитрий Дмитриенко обеспечен довольно скромно. Так, губернатор Ямало-Ненецкого автономного округа Дмитрий Кобылкин заработал в 2010 году 5,78 миллиона рублей, глава Свердловской области Александр Мишарин – свыше 6 миллионов, глава Нижегородской области Валерий Шанцев – 5,4 миллиона, губернатор Ярославской области Сергей Вахруков – 4,5.
А первым из заполярных чиновников о своих доходах сообщил глава областной думы Евгений Никора. Евгений Викторович заработал за прошлый год почти 6 миллионов рублей, а в собственности у него – две квартиры в Полярных Зорях: площадью в почти 120 квадратных метров (совместная с супругой) и площадью в 35 квадратных метров, а также дача и гараж.
тем временем… За взятки приговорили лишь к штрафуВ Мурманской области Ловозерский районный суд вынес приговор бывшему государственному инспектору Энергонадзора Беломорского управления Ростехнадзора Владимиру Ильчику, обвиняемому в получении взяток.
Как выяснилось в суде, чиновник получал мзду за выдачу незаполненных подписанных бланков-протоколов проверки знаний работы на электроустановках. Кроме того, вознаграждение Ильчику вручали за внесение в удостоверение сведений о положительных результатах этих проверок у работников различных предприятий.
– Уголовное дело в отношении Владимира Ильчика возбуждалось и расследовалось сотрудниками Следственного управления при УВД по Мурманской области, – рассказала пресс-секретарь прокуратуры области Эвелина Макарова.
Суд согласился с доводами государственного обвинителя. Однако при вынесении приговора служители Фемиды учли данные о личности обвиняемого. В итоге Владимира Ильчика признали виновным, однако приговорили не к лишению свободы, а к штрафу. Ему придется перечислить в государственную казну 450 тысяч рублей.