Воспитание деньгами
Корреспонденты «НВ» выясняли причины возросшей агрессивности работников дошкольных учреждений
Корреспонденты «НВ» выясняли причины возросшей агрессивности работников дошкольных учреждений
В последнее время в дошкольных учреждениях Петербурга разразилось несколько громких скандалов по поводу жестокого обращения воспитателей с детьми. Доказательством служили записи диктофонов, которые обеспокоенные родители тайком прятали в одежде своих чад, отправляя в детский сад. Как часто случается, одной из причин того, что воспитатель в детском саду выполняет свою работу ненадлежащим образом, оказалась крайне низкая зарплата в дошкольных учреждениях. Сегодня воспитатель со всеми надбавками за всевозможные категории и 25-летний стаж работы может получить максимум 13 тысяч рублей. Отсюда и средний возраст воспитателей – 40–50 лет. Молодежь если и идет работать в сад, то это либо молодые мамы, которым надо устроить ребенка в дошкольное учреждение (причем получив место для малыша, они быстро покидают садик), либо женщины, собирающиеся уйти в декрет, либо выпускники педвузов с романтическими настроениями. Однако иллюзии работы с «маленькими ангелочками» у молодых воспитателей разбиваются уже через несколько месяцев.
– Я выучилась на воспитателя, но в саду отработала всего год и теперь это время вспоминаю с ужасом, – рассказала «НВ» выпускница РГПУ имени Герцена Наталья Жаркова. – В группе 27 трехлетних детей, нянечка постоянно на больничном, мебели не хватает. Некоторым детям приходилось вещи свои класть не в шкафчик, а на подоконник и спать не в кроватке, а на стеллаже для игрушек. Зарплата после вычета налогов около 6000 рублей. Пара детей с психическими заболеваниями, которым необходим индивидуальный присмотр. При этом нужно проводить занятия и что-либо делать с детьми, но это невозможно, когда в группе столько народу. Первое время от нагрузки у меня резко падал иммунитет и я постоянно болела, не раз, выходя из сада, ревела как белуга по пути домой. Мне говорили, мол, это только первый год, а потом организм и психика привыкают. Но что это за работа, когда организм и психика переламываются? «Так я могу вообще возненавидеть детей», – решила я и ушла. По сути, имея такую работу, нужно регулярно ходить на массаж, в бассейн, к психологу, чтобы разбирать сложные случаи, но с такой зарплатой даже мороженое лишний раз себе не позволишь. Как бы человек ни любил детей, в таких условиях он станет машиной, тупо выполняющей свою работу, а не гибким человеком, способным найти индивидуальный подход к каждому ребенку.
Это признание вовсе не преувеличение, а прямой, без тени кокетства, ответ на вопрос: почему в детских садах сегодня трудятся воспитатели, средний стаж работы которых свыше 25 лет. Молодежь, по словам представителей детских садов, не задерживается в садике даже на год. 80 процентов педагогов – либо безумно любящие свое дело, либо не нашедшие другую работу. Первых можно назвать приятными исключениями, которыми сад гордится. Вторые в силу своей усталости и моральной «изношенности» допускают и грубое обращение с воспитанниками, и даже побои. Случается и пьянство. В Петербурге был случай, когда воспитателя выгнали с работы за любовь выпить во время тихого часа.
– Устав от претензий нашей заведующей по поводу грубого обращения с детьми, я как-то предложила установить в группах видеокамеры, – рассказала воспитательница одного из детских садов города. – Так что же вы думаете? Никто из наших воспитателей не поддержал мою инициативу. Все отвергли эту идею, значит, им есть что скрывать!
И без того непривлекательную профессию наши чиновники недавно сделали и вовсе морально и материально убыточной. Среди воспитателей дошкольных учреждений Петербурга назревает в прямом смысле слова забастовка. Дело в том, что с 2012 года вступают в силу новые правила аттестации педагогических кадров. Теперь подтвердить свою категорию или повысить ее станет непомерно сложно.
Что войдет в квалификационный экзамен, специалисты РГПУ имени Герцена пока не знают – документ в стадии разработки. Одно известно точно: требования кардинально изменились. По предварительным данным, для высшей категории нужно заработать 300 баллов, а, например, показ открытого занятия – это всего лишь 20. Чтобы претендовать на высшую категорию, воспитатель должен участвовать в конференциях, писать статьи, пособия. Эксперты отмечают: написание научных трудов дано не всем, тем более, как правило, научная база оторвана от практики общения с детьми, живого преподавания и по сути ничего не доказывает. Обязательным теперь станет и знание компьютера, хотя ПК в садиках сегодня есть в лучшем случае только у администрации.
– Нынешняя переаттестация – это еще один законный отъем денег, – утверждает воспитатель одного из садиков Невского района Мария Лазарева. – Кто вообще останется работать с детьми? Например, из нашего сада уже летом уходит воспитатель с огромнейшим опытом только из-за аттестации, а в следующем году еще один. Кого возьмут на их место? Либо вчерашнюю студентку, либо приезжую. Получается так: работайте, уважаемые воспитатели, за гроши с 30 детьми, с проверками из роно, аттестуйтесь, издавайте книги, представляйте компьютерные презентации, делайте пособия, проводите открытые мероприятия…
из первых уст«Воспитатель – человек с расшатанной психикой»
О кадровой проблеме в городских детских садах, причинах проявления агрессии и необходимости психологической помощи для воспитателей «НВ» рассказали доктор педагогических наук, профессор кафедры логопедии РГПУ имени А.И. Герцена Людмила Баряева и руководитель направления районного ресурсного центра ГДОУ № 5, доцент кафедры основ коррекционной педагогики РГПУ имени А.И. Герцена Ирина Вечканова.
– Насколько остро не хватает молодежи в детских садах?
Людмила Баряева: Большинство работающих сегодня воспитателей – поколение сорокалетних. Это те, кто окончил училище 15–20 лет назад. И я считаю, что их надо просто носить на руках за то, что они до сих пор работают при нынешней зарплате. Многие приходят из-за своих детей, причем зачастую даже без профильного образования. Но при острой нехватке кадров деваться некуда – берут и таких. Поэтому, конечно, молодежь нужна прежде всего образованная, подготовленная. Малыши больше тяготеют к молодым, которые могут с ними бегать, прыгать, играть на равных.
Ирина Вечканова: Современные педагоги чаще всего работают не за деньги, а за совесть. Если раньше дошкольному педагогу государство предоставляло какие-то блага, да и в принципе эта профессия считалась почетной, то сейчас люди работают практически на автомате.
– Почему воспитатели нередко агрессивны к детям?
Людмила Баряева: Трудно придумать более нервную профессию. Дети – это всегда сложно. Это ангелы, которые живут по своей схеме, которую нам до конца никогда не понять. Их надо просто очень сильно любить. И быть очень воспитанным человеком, чтобы не позволять себе оскорблять и срываться на том, кто в силу возраста ответить тебе не может. Нужна внутренняя культура. Сегодня ею обладают очень немногие. Хотя я не могу сказать, что поголовно все воспитатели плохие. Конечно, бывает всякое. Но современному воспитателю в сто раз тяжелее. Сказывается психологическое давление, прежде всего – со стороны родителей. Приводя ребенка в сад впервые, они уже подсознательно настроены негативно. При этом воспитатель не может ничего сказать родителям. Любые контраргументы воспринимаются в штыки.
Ирина Вечканова: Если говорить об агрессии, то тут заранее не угадаешь, проявит ее человек в стрессовой ситуации или нет. Профессия педагога предполагает другие способы решения проблем. А те, кто использует насилие, не педагоги. Это случайные люди в профессии. Они не знают других методов воздействия. Очевидно, они плохо учились, если вообще учились. Многие сейчас оканчивают педагогический вуз на тройки, просто ради того чтобы получить корочку. А потом, никуда больше не устроившись, приходят в детские сады, и другим воспитателям приходится за них краснеть. Об этом тоже надо подумать. Сейчас люди идут в педагогические вузы, думая, что это легкий диплом. Уровень студентов стал существенно ниже.
– Стоит ли организовывать курсы психологической помощи для воспитателей?
Людмила Баряева: Обязательно, и мы говорим об этом постоянно. Остро стоит проблема «выгорания» дошкольных педагогов – через несколько лет это человек с расшатанной психикой. Ведь это постоянное давление извне – со стороны родителей, со стороны администрации – плюс ответственность, страх за каждого ребенка. Ведь случись малейшая неприятность – виноват всегда воспитатель. При этом сказать, что сегодня дети хуже, чем раньше, нельзя. А вот родители нынешние изменились, они очень тревожны. Тревога эта увеличивается за счет обилия информации, в которой родитель просто теряется. Если раньше, прежде чем отвести в детский сад, спрашивали совета у соседки, то теперь спросят у всего интернета. Я не говорю, что это плохо, но ведь там зачастую нагнетается паника. При этом характерно нежелание современных родителей что-то делать самим, заниматься с ребенком. Все ждут чуда от детского сада.
Ирина Вечканова: Конечно, психологическое наблюдение и сопровождение необходимо. Педагог может столкнуться с такой ситуацией, которую он не может разрешить. В таком случае он может обратиться к старшему методисту либо к детсадовскому психологу, если он есть. Можно обратиться в ресурсные центры, которые есть в каждом районе, в Академию постдипломного образования. Есть курсы повышения квалификации в научно-методических центрах района. Другой вопрос, кто будет оплачивать эти курсы? Конечно, можно создать государственную программу по психологии ненасилия. Не знаю, будет ли от этого прок. Ведь не стоит забывать, что есть еще синдром выгорания. Лучше бы государство нашло другие способы поддержать педагогов, чем потом оказывать им психологическую помощь.
прямая речьГалина Ядловская, педагог педколледжа № 8:
– Проблема нехватки молодых кадров кроется в финансах. Мы готовим молодых воспитателей, и это похоже на бесконечное производство. Потому что, когда они приходят, у них еще свежи романтические представления о профессии. А когда они чуть-чуть проучатся, иллюзии начинают рушиться, ведь работа очень сложная. Это только со стороны кажется, что работать с детками одно удовольствие. Тут надо иметь огромный багаж знаний, навыков. Групповой воспитатель должен уметь провести любое занятие: и по физкультуре, и по рисованию, и по развитию речи, и еще много-много. Или на прогулку вывести – казалось бы, чего проще? А то, что у воспитателя голова должна крутиться на 360 градусов, чтобы одновременно уследить за 25 детьми? Она же отвечает за их жизнь!
Мы готовим ребят в течение трех лет интенсивно, а потом они выходят на зарплату в шесть-семь тысяч. Поэтому многие уходят сразу, потому что на это не прожить. И потом, детки сейчас пошли сложные. Очень много отклонений, патологий плюс ко всему наследственность. Так что, конечно, многие вообще уходят из профессии кто куда. Бывает обидно, потому что встречаются очень талантливые ребята.