В Фонде Михаила Шемякина поселились «Монстры»

В необычной экспозиции представлены полторы сотни оригинальных работ более чем 70 художников из Петербурга, Москвы, Мурманска, Таганрога, Минска и даже Торонто, а также всевозможный изобразительный материал из коллекции Михаила Шемякина

В необычной экспозиции представлены полторы сотни оригинальных работ более чем 70 художников из Петербурга, Москвы, Мурманска, Таганрога, Минска и даже Торонто, а также всевозможный изобразительный материал из коллекции Михаила Шемякина, которую он собирает свыше сорока лет и аналогов которой нет в мире. В библиотеке художника по теме «Монстры. Мифологические персонажи» (таково название выставки) количество крупногабаритных папок приближается к сорока. Их содержимого элементарно хватило бы на экспозицию площадью в 500 квадратных метров. Пришлось же ограничиться одним относительно небольшим залом, что в Фонде художника Михаила Шемякина на Садовой улице. В конкурсном отборе участвовали более 700 художников, но, как отметил Шемякин, почти никто «не принес мифологических персонажей – ведьмаков, леших и тому подобного; преимущественно приносили или присылали жалкие копии и вариации героев фильмов ужасов».

– Конечно, мы в первую очередь отсеивали работы, которые не дотягивали до профессионального уровня, – объяснял Михаил Михайлович. – Вообще основная трагедия современных художников – отсутствие образования. И не только профессионального. У меня во Франции в моем Институте философии и психологии творчества занимаются молодые профессора из России. Не поверите, но приезжают белые листы! «Ребята, чему вы можете научить своих студентов?! Вы же не знаете азов!» Они все, конечно же, знают Генри Мура, но не знают ни Бодлера, ни Верлена, ни Рембо. «Как так можно?!» И мне приходится делать литературные и музыкальные программы, чтобы поднять общеобразовательный уровень профессоров. При нынешнем подходе к образованию в России мы теряем профессионализм не по дням, а по часам! Если потеряем профессионализм – мы потеряем все! Кто-то, не помню кто, сказал: «Мы вступаем в эпоху полного дилентантизма!» Я скажу жестче. Сегодня мы зашли в царство такого абсурда, что, если не будем пытаться двумя ногами стоять на почве профессионализма, красоты и эстетики, нам грозит сумасшедший дом. Поэтому мой институт и мой фонд и занимаются подобными программами и выставками.

На подобные тематические выставки в Фонд художника Михаила Шемякина может прийти любой желающий, но «целевая аудитория», конечно же, педагоги и студенты художественных вузов и училищ Петербурга. Пока только Петербурга. По словам заместителя директора фонда Марины Щербаковой, переговоры велись «с Выборгом и Великим Новгородом, но все застревает на полдороге» – тогда, когда выясняется, что нужны «пусть небольшие, но материальные затраты» на перевозку работ, на страховку.

– Когда возникают небольшие финансовые проблемы, чиновники начинают разводить руками и говорить, что денег в России нет, что вся страна находится в бедственном положении, – продолжает Михаил Шемякин. – Я это слышал и до кризиса, и во время кризиса и знаю, кончится кризис, то же самое буду слышать. Я очень далек от олигархов. Никакой поддержки ни от правительства, ни от Министерства культуры, ни от городских властей не получаю. Все, что нами делается, делается на энтузиазме.

Выставка «Монстры. Мифологические персонажи» продлится до сентября.

прямая речь

Михаил Шемякин:

– Когда-то великий Леонардо сказал, что найти настоящее уродство в природе так же сложно, как и подлинную красоту. А позже как бы в развитие этой мысли высказался Веласкес: «Нет в природе ничего безобразного, что в искусстве не могло бы стать прекрасным». Это изречение висит у меня в мастерской. Я не занимаюсь пропагандой монстров. Я аналитик и хочу показать широту взглядов разных художников на одну и ту же вещь, явление. Как исследователь, я только анализирую. И показываю не то, что нравится лично мне. Допустим, я очень люблю Питера Брейгеля, Ван Гога, люблю Ренуара. Да я люблю столько и стольких, что можно встать на стул и до утра перечислять. Кого не люблю – таких гораздо меньше. Но когда я занимаюсь исследовательской работой, я говорю себе: «Ты, господин Шемякин, должен заткнуться и свою «любовь – нелюбовь» глубоко упрятать».

Иногда у меня спрашивают: «Вам ваши монстры не снятся?» Нет, мои монстры мне не снятся. Если сравнить их с теми, что мы сегодня видим на экранах телевизоров, «мои» уродцы могут вызвать дурные сны только у какой-нибудь слабонервной бабушки.

 

Эта страница использует технологию cookies для google analytics.