«Если останусь без дома, поеду к Медведеву!»
В ближайшее время женщина-инвалид может оказаться на улице из-за того, что положенное ей по закону жилье оказалось журавлем в небе
В ближайшее время женщина-инвалид может оказаться на улице из-за того, что положенное ей по закону жилье оказалось журавлем в небе
Карельская пенсионерка, инвалид второй группы Альбина Коршакова готова дойти до президента, чтобы наконец-то обрести положенное по закону жилье. Сейчас в Карелии люди с ограниченными возможностями вынуждены отказываться от господдержки на приобретение заветных квадратных метров. Ведь на те деньги, которые выделяются сегодня из российской казны, в Петрозаводске невозможно приобрести даже «убитую» однушку в хрущевке.
В домашнем архиве Альбины Николаевны львиную долю документов занимает переписка с чиновниками. В очереди на жилье 53-летняя петрозаводчанка стоит уже больше 20 лет. В детстве, когда ей не было еще и года, перенесла полиомиелит и на всю жизнь осталась инвалидом. Несмотря на тяжелый недуг, не сдавалась: окончила специальную школу-интернат в Петрозаводске, получила профессию, вышла замуж. Но семейная жизнь не сложилась. После развода бывший супруг в категоричной форме потребовал, чтобы женщина освободила принадлежавшее ему жилье. С тех пор начались скитания по съемным квартирам.
Спустя несколько лет Альбина Николаевна встретила своего нынешнего мужа Михаила. Вместе строили планы о том, как решить наконец квартирный вопрос, но… экономические потрясения 1990-х в одночасье съели все накопления. Денег едва хватало, чтобы выжить самим и помочь оставшимся в городке Пудож стареньким родителям, которые месяцами не получали пенсию. О перспективах приобрести хотя бы плохонькое, но свое жилье вновь пришлось забыть.
– Эту квартиру мы снимаем последние 15 лет, свой труд в нее вложили, обжились, – рассказала Альбина Николаевна.
Небольшая квартирка и в самом деле выглядит очень уютно, но сам дом в одном из старых и заброшенных микрорайонов Петрозаводска, в окружении таких же неблагоустроенных «деревяшек» разваливается буквально на глазах. Из благ цивилизации здесь только телевидение и интернет. Отопление печное, воду приходится носить из колодца. Коммунальные службы об этом уголке города почти не вспоминают.
– Весной я, бывает, неделями выйти из дома не могу, вокруг сплошное болото, – сетует Альбина Николаевна. – Жизнь в таких условиях здорового человека сделает больным!
Но и этого жилья инвалид в самом ближайшем будущем рискует лишиться. Недавно хозяева предупредили: квартиру вынуждены продать, потому что сами попали в трудное финансовое положение. Женщина их не винит. Все претензии у нее – к чиновникам, которые, по ее словам, отказываются предоставить ей положенную по закону квартиру.
– Дело в том, что моя очередь на улучшение жилищных условий наконец-то подошла. Но вместо квартиры мне выдали сертификат на сумму чуть более 600 тысяч рублей. За такие деньги в Петрозаводске я не могу купить ничего, даже комната в общежитии стоит дороже! – возмущается Альбина Николаевна.
В мэрии женщине заявили – если так, уезжайте из столицы. Мол, есть в Карелии поселки, где этой суммы как раз хватит для покупки жилья. Но что это за поселки, объяснять не надо: умирающая глубинка, куда, в случае чего, даже «скорая» не доедет.
В поисках справедливости пенсионерка дошла до Петрозаводского городского суда, который на днях, рассмотрев иск, принял решение: государство обязано предоставить инвалиду жилье!
Но чиновники в ответ на это только руками разводят – подобных исков сотни. Денег же ни в городском, ни в республиканском бюджете на то, чтобы дать квартиры всем нуждающимся, нет.
– Предложили мне помощь в оформлении кредита на недостающую сумму. Подсчитали и вышло, что придется ежемесячно отдавать в банк больше 7,5 тысячи. А у меня пенсия 8,5! Да и та почти вся уходит на лекарства. Я, когда здоровье позволяло, работала в магазине кассиром, потом в типографии вахтером. Муж – на Онежском тракторном заводе, сейчас водитель автобуса. Не скопили мы капиталов, не с чего нам отдавать кредиты, – вздыхает пенсионерка.
Между тем собственники квартиры, в которой сейчас живут супруги, уже в июне просят ее освободить. И тогда же истекает срок действия выданного Альбине Николаевне сертификата. Если она им так и не воспользуется, то вновь на долгое время лишится права на господдержку. Идти женщине некуда, если только на улицу. Правда, некоторая надежда остается на депутатов Законодательного собрания Карелии, куда Альбина Николаевна отправила письмо и рассказала о своей проблеме. Если и они не смогут помочь, то… пенсионерка настроена решительно:
– Поеду в Москву, в приемную к президенту России. Ничего больше не остается. Если дело в российских законах – значит, такие законы надо менять!
справка «нв»В столице Карелии проживают более 25 тысяч людей с проблемами здоровья, в том числе 750 детей.
По данным на 2010 год, на учете нуждающихся в предоставлении жилплощади по договорам социального найма стоят 9 тысяч 260 семей. По сравнению с 2009 годом их количество выросло на 227 семей.
Более 4 тысяч семей имеют право на внеочередное и первоочередное получение жилья.
из первых уст «Закон не должен быть декларативным»Для того чтобы система господдержки людей с ограниченными возможностями работала не только на бумаге, необходимо внести изменения в федеральный закон «О социальной защите инвалидов», считает председатель комитета по социальной политике карельского парламента Михаил МРЫХИН. Депутат подготовил поправки, благодаря которым, если они дойдут до Госдумы и будут одобрены, удастся значительно повысить размер денежной помощи для инвалидов на приобретение жилья.
– Сегодня при выделении средств по сертификатам для инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, государство исходит из нормы 18 квадратных метров жилой площади на человека. Между тем установленная Минрегионом средняя рыночная стоимость жилья в Карелии составляет более 34 тысяч рублей за квадрат. Получается, инвалид может претендовать на сумму свыше 600 тысяч. Если у человека нет жилья, которое он сможет продать, чтобы добавить недостающую сумму, нет родных, которые могут помочь, покупку квартиры ему не потянуть. Ведь в Петрозаводске на вторичном рынке самая скромная однокомнатная квартира стоит около 1,5 миллиона рублей.
– Что же вы предлагаете?
– Увеличить норму жилой площади, по которой рассчитывается размер субвенций, с 18 до 33 метров. Тогда денежная выплата в Карелии, например, составит более 1 миллиона 100 тысяч рублей. Это уже все-таки реальная поддержка. Примерно такую сумму, кстати, получают сегодня по сертификатам ветераны Великой Отечественной войны, и с обеспечением жильем этой категории граждан дело сдвинулось с мертвой точки. Дополнив ее средствами от продажи неблагоустроенного жилья, инвалид или семья, имеющая ребенка-инвалида, сможет приобрести квартиру.
– Но ведь это потребует дополнительных затрат из федерального бюджета, и достаточно серьезных?
– Не скрываю, это так. По данным статистики, около 10 процентов населения России имеют ту или иную степень инвалидности и могут претендовать на улучшение жилищных условий. Это более 14 миллионов человек. Выходит, реализация закона по самым приблизительным подсчетам потребует порядка 633 миллиардов рублей. Это, безусловно, немалые затраты. Но в противном случае Закон о социальной защите инвалидов в той его части, которая касается обеспечения жильем, останется пустой декларацией.
– Вы надеетесь, в Москве с вами согласятся?
– Понятно, что сначала надо заручиться поддержкой фракции «Единой России» в нашем парламенте, регионального политсовета партии, коллег-депутатов из партийной фракции в Госдуме… Тогда есть все шансы, что инициатива будет одобрена. Надеюсь на это.