Очереди за бензином помогут победить пробки

Вчера в Петербурге наблюдались очереди на АЗС

 

Вчера в Петербурге наблюдались очереди на АЗС. Эксперты «НВ» полагают, что нынешний ажиотаж на некоторых заправках связан в первую очередь не с дефицитом топлива или сговором продавцов, а с тем, что ценовая «вилка» на самый популярный вид бензина – Аи-92 – на различных бензоколонках нынче достигает аж двух рублей за литр – из-за чего топливо на самых дешевых заправках заканчивается за несколько часов. При этом ситуация в Петербурге – следствие событий, происходящих на всем топливном рынке страны.

В стране намечается «бензиновый кризис». Виной тому – и возросшие экспортные аппетиты крупнейших нефтяных компаний («Роснефть», «ЛУКОЙЛ», «Сургутнефтегаз»), и то обстоятельство, что доля акцизов и налогов в литре нефтепродуктов, по оценке главы Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу Олега Коломийченко, сегодня превышает 60 процентов.

– Надо оценить, нужен ли такой объем заимствований у нефтяной отрасли, – считает господин Коломийченко.

«Нефтянка» – это одна из двух куриц, несущих бюджету «золотые яйца». При ценах свыше 100 долларов за баррель российской Urals, которые держатся вот уже полгода, вертикально интегрированным нефтяным компаниям (ВИНК) позволили широко открыть экспортные «ворота». Настолько широко, что объем экспорта за январь – апрель 2011 года превысил показатели аналогичного периода прошлого года сразу на 250 процентов! Вот и начал постепенно «обсыхать» внутренний рынок, хотя еще в апреле-мае внутренние цены на все виды топлива сравнялись с максимальными прейскурантами образца лета 2008 года, когда мировые котировки подскакивали до 150 долларов за баррель. Сегодня даже при высоких внутренних ценах бензина в доллар-литр гнать сырье за рубеж выгоднее, чем торговать нефтепродуктами дома. С другой стороны, цены в 26–27 рублей за литр Аи-92 и 27–29 рублей за литр Аи-95 не нравятся даже небедным автомобилистам. А автомобилистов у нас в стране – 50 миллионов, и с ними надо считаться. Но чтобы снизить цены на бензин, необходимо или снизить налоговое бремя, или перекрыть экспорт сырья.Сегодня российские водители европейской части РФ платят за литр высокооктанового бензина целый доллар, что в три раза дороже, чем в среднестатистической нефтедобывающей стране.

– Бензин в России не должен стоить столь дорого, – считает коммерческий директор региональной сети «Фаэтон» Андрей Григоровский. – В США, например, которые являются крупнейшим импортером нефти, литр бензина стоит в два, а в некоторых штатах и в два с половиной раза дешевле, чем у нас. Увлечение экспортом привело к тому, что на оптовом рынке, где покупают топливо независимые операторы, в том числе и мы, спрос в несколько раз превышает предложение. Вот почему растут цены, а позволить себе временно торговать в убыток, чтобы сохранить своих клиентов, могут позволить себе только ВИНКи, которые компенсируют потери из других источников своей деятельности. К сожалению, цены на бензин в Петербурге, где независимые операторы представлены достаточно широко, будут в ближайшее время только расти.

Эксперты «НВ», в том числе и Андрей Григоровский, не исключают, что ценники на АЗС в начале лета могут подрасти еще на рубль. На АЗС импортных городских операторов (Neste и Shell) и сегодня 95-й бензин продается почти по 30 рублей, а вскоре может преодолеть этот психологический барьер. А за иностранцами потянутся и российские нефтетрейдеры.

– В условиях дефицита нефтепродуктов на оптовом рынке рост розничных цен, к сожалению, является единственной защитой от бензинового кризиса, – считает Андрей Григоровский. – Но это очень опасный процесс не только для потребителей: некоторые независимые сети в Петербурге могут не пережить нынешний кризис и попросту разориться.

Майские ценники 2011 года (25 рублей за 92-й бензин и 27 рублей за 95-й) уже стали «порогом отсечения» для 15 процентов петербургских автовладельцев, которые пересели в общественный транспорт. По мнению экспертов «НВ», отметка в 30 рублей станет критической еще для 20 процентов водителей. Что ж, в борьбе с пробками такие цены на топливо помогают гораздо эффективнее, чем десяток самых современных транспортных развязок.

 

Эта страница использует технологию cookies для google analytics.