«России нужен новый суперпроект»
Общественный деятель и писатель Юрий Крупнов размышляет о причинах распада СССР, популярности раннего Ельцина и о дилемме Владимира Путина
Общественный деятель и писатель Юрий Крупнов размышляет о причинах распада СССР, популярности раннего Ельцина и о дилемме Владимира Путина
«Ельцин спас российское историческое ядро»Распад Советского Союза – одна из главных загадок русской истории. Какие только причины этого трагического события не называют историки, политологи и экономисты! На мой взгляд, к развалу «красной империи» привело то, что СССР к 1960–70-м годам остался без Большого Проекта, задававшего его населению смысл жизни. Для Союза это было крайне болезненно, поскольку советское общество изначально формировалось как проектное. Если вынести за скобки идеологию, то целый этап нашего национального бытия можно охарактеризовать как проект российской индустриализации. Однако после смерти Сталина, когда страна нуждалась в новом Мегапроекте, никакой Большой Идеи народу не было предложено.
Симптомом болезни, охватившей советское общество, в какой-то мере стала программа ХХ съезда КПСС о построении коммунизма к 1980 году. И на первом этапе эта идея вроде как стала заменителем Проекта. Вскоре выяснилось, что в построение коммунизма за двадцать лет никто не верит и что эту программу всерьез не обсуждают даже руководители КПСС. Поэтому неудивительно, что к 1980-м годам, когда к власти привели Михаила Горбачева, исчез не только сам Проект, но и осознание необходимости такого Проекта. Так что распад СССР вызревал достаточно долго и произошел отнюдь не внезапно, как это казалось некоторым современникам.
Когда у вас отсутствует собственный Проект, вы неизбежно становитесь частью чужого проекта, который вам насильно навязывают или «ненавязчиво предлагают» извне. Именно так и произошло в 1980-е годы, когда за будущее России конкурировали два западных проекта. Один из них я называю постиндустриально-глобалистским – его олицетворяли Михаил Горбачев с его «новым политическим мышлением» и Андрей Сахаров, мечтавший о конвергенции социализма и капитализма и построении мирового государства. Этот проект предусматривал появление на месте СССР не пятнадцати, а гораздо большего количества независимых государств – те же Татарстан и Башкирия должны были превратиться в независимые регионы и раствориться вместе с другими остатками Союза в «прекрасном новом мире». Но был и второй проект – русско-российский, или московский национализм, который в своем маниакальном стремлении к власти смог оседлать Борис Ельцин. В чем он заключался? Российская Федерация выделяется из состава СССР по согласованию с этнократическими элитами союзных республик, которые становятся лидерами независимых государств.
Московский национализм, или, как его иногда называют, «уменьшительный русизм», безусловно, сыграл не последнюю роль в развале Советского Союза. Однако в ситуации, когда в стране отсутствовал Большой Проект, призванный сохранить СССР и вывести его на новую историческую орбиту, ельцинский путь оказался предпочтительнее для нашей страны, чем горбачевско-сахаровский. Как ни парадоксально это прозвучит, Ельцин невольно сохранил ядро исторической России, что, по крайней мере, оставляет шанс на будущее возрождение всего «русского мира». Такова ирония истории: с одной стороны, Борис Николаевич – разрушитель, а с другой – спаситель российской цивилизации. История вообще любит разного рода парадоксы!
«Русские – не этническая категория»Но почему русские люди клюнули в конце 1980-х годов на наживку национализма? Это очень сложный вопрос. Национализм вообще-то крайне опасен и губителен для нашей страны, и в особенности для русского народа. Ведь русские – не этническая категория, они не могут быть как таджики, литовцы или грузины. Русские – это державный, государствообразующий народ, и, как только мы начинаем поддаваться искушению национального эгоизма, это мгновенно обрекает нас на духовную и даже физическую деградацию.
Именно так, увы, и случилось с нами во времена перестройки. При всей моей любви к замечательному русскому прозаику Валентину Распутину я не могу согласиться с его националистической речью, произнесенной в те годы на съезде Союза писателей: «Вы хотите от нас отделиться? Это мы от вас отделимся! Вы нас все эти годы эксплуатировали». И это не было его частным мнением – от такого заблуждения тогда были несвободны – да и сегодня тоже! – миллионы русских людей. Помните, как популярна была идея создания русской республики, русской коммунистической партии и русской академии наук? Рецепт счастья казался людям таким простым: давайте избавимся от «обременительных национальных окраин» – и мы моментально заживем лучше, чем в Европе! Как иронизировал философ Александр Зиновьев, «мы будем зарабатывать по-европейски, а работать по-советски».
Из-за всплеска московского национализма произошло самозамыкание, что и породило взрывную волну начала 1990-х. Сергей Бабурин, который сегодня строит из себя государственника и патриота, написал на коленке Декларацию о государственном суверенитете России. Этот документ, по сути, и стал детонатором того взрыва, который уничтожил Советский Союз. Ведь Украина, Молдавия и другие республики стали требовать независимость уже после принятия этого документа 12 июня 1990 года!
Но не стоит взваливать вину за распад СССР только на одного Ельцина. Я вообще не склонен противопоставлять «героев» «народным массам» и не являюсь поклонником теорий о том, что движущей силой истории являются великие личности, которые ведут за собой аморфные и безгласные народы. Все мы – каждый на своем уровне – творим историю, а значит, не стоит снимать с себя ответственность за произошедшие события.
В конце концов, Ельцин – всего лишь персонализация нашего коллективного национального бытия. Не Ельцин побеждал на выборах, а население каждый раз проигрывало, ставя в бюллетенях крестик напротив его фамилии. Не Ельцин организовывал московский национализм, а население жаждало избавиться от «нахлебников» и зажить богато в суверенной РФ при нефтегазовой трубе. Борис Николаевич в своем стремлении к власти смог всего лишь правильно распознать и воспользоваться доминирующими настроениями в обществе. А народ тогда позавидовал бабьей завистью европейским богатствам и возмечтал о потребительском рае – как в США и Европе. Помните все эти разговоры о 60 сортах колбасы в магазине? Сейчас они воспринимаются как анекдот того времени, но тогда они были, без преувеличения, мощнейшим социальным импульсом.
«Владимир Путин стоит перед выбором»Радикальные рыночные реформы, которые начались у нас в 1990-е годы и не могут остановиться до сих пор, оказались абсолютно неадекватны «культурному коду» России и менталитету нашего народа. Самое интересное, что иностранные специалисты эту истину осознали гораздо раньше, чем многие наши горе-реформаторы. «Чикагский мальчик» Джеффри Сакс, на заре рыночных преобразований работавший в Москве, уже в конце 1990-х годов писал: «Когда мы вскрыли труп России, то увидели, что у нее совсем другая анатомия».
Чего было больше в построении нового российского капитализма – прекраснодушных либеральных иллюзий или целенаправленного вредительства – трудно сказать. Но совершенно очевидно, что правящая прослойка РФ проводила реформы в теснейшем взаимодействии с международными элитами, которые, как писал наш замечательный философ и социолог Вадим Цымбурский, «поставили задачу утилизации России». Это было мародерство таких масштабов, каких еще не знала человеческая история! Триллионы долларов утекали из страны в мгновение ока!
Ситуация в нашей стране стала немного меняться к лучшему только с приходом к власти Владимира Путина. Последние заявления, которые премьер сделал во время отчетного доклада в Госдуме и при создании Общероссийского народного фронта, – это в какой-то степени контрреволюция и контрреформация по отношению к «великой криминальной революции» 1990-х годов. Да, нашей стране во многом повезло с Владимиром Путиным – это талантливый человек, который способен улавливать изменения и настроения, которые витают в обществе. Осознанно или интуитивно он часто принимал верные политические решения в сложнейших условиях. Но сможет ли он задать России новый вектор развития? Способен ли он подняться над ситуацией и предложить стране новый Суперпроект?
Я думаю, что ответ на знаменитый вопрос: «Кто вы, мистер Путин?» – пока не знает даже сам Путин. Впрочем, в ближайшее время это должно проясниться, ведь медлить с историческим проектом больше нельзя. Пока у Владимира Путина был один серьезный недостаток – отсутствие стратегического целеполагания. Однако сейчас премьер оказывается перед сложнейшим выбором – либо этот избирательный цикл становится периодом коренного перелома, когда сам Владимир Путин плюнет на все условности и начнет ставить цели развития страны и привлекать к делу соответствующих людей, либо его все-таки переиграет предвыборная ситуация, и он загубит уникальный исторический шанс.
Премьеру придется нелегко – сила инерции его окружения крайне велика. Сможет ли Владимир Путин вытащить себя и всю страну за волосы из болота, подобно барону Мюнхгаузену? Если он твердо намерен это сделать, то ему предстоит вспомнить высказывание, приписываемое отцу-основателю Сингапура – Ли Куан Ю. Когда его спросили: «Как вам удалось победить коррупцию и создать эффективное государство?», он якобы ответил: «Это было очень трудно, потому что мне пришлось посадить двух своих самых лучших друзей».
«Мы можем показать человечеству выход из кризиса»Вывести Россию из многолетнего кризиса и спасти ее от деградации и упадка сможет только новый Суперпроект. И хотя опасность впасть в маниловские мечтания всегда есть, не нужно бояться ставить перед собой амбициозные, трудновыполнимые задачи. В конце концов, все в нашем мире начинается с замысла, с мечты. Представьте себе начало XIX века, пушкинский салон: один господин доказывает скептически настроенному собеседнику, что уже скоро можно будет полететь на самолете. «Разве это возможно? – недоумевает скептик. – Как вы собираетесь лететь на аппарате, который тяжелее воздуха?» Однако проходит всего сто лет – и такие полеты становятся реальностью! В этом смысле возрождение исторической России – такая же трудновыполнимая задача, как и воздухоплавание в начале XIX века. Но только недостижимые мечты, как говорил какой-то мудрый человек, способны сбываться и вдохновить людей на подвиги.
Что я понимаю под термином «историческая Россия»? Главный ее показатель для меня – державность, то есть исходная ответственность за справедливость миропорядка. Россия – в первую очередь держава. «Держава» – от слова «порядок». То есть это мощная сила, которая отстаивает правду и справедливость в масштабах всей планеты. Вспомните, одним из признаков близящегося распада СССР были эти пошлые анекдоты: «Если тебя беспокоит Гондурас, перестань его чесать». Эти «шутки юмора» объективно работали на провинциализацию нашего сознания и отказ от ответственности за судьбы человечества. Причем в Америке в те же годы даже в школе стал вводиться предмет глобального сознания (global awareness), который исподволь готовил новое поколение американцев к миссии глобального управления.
Кстати, быть мировой державой – отнюдь не значит быть всемирным пугалом, грозить всем ядерным кулаком и бряцать межконтинентальными баллистическими ракетами. Мировая держава становится таковой только в том случае, если ей удается демонстрировать на своей территории образцово-показательные решения стоящих перед человечеством проблем. Сегодня таких проблем – великое множество, и Россия при желании могла бы показать человечеству пути выхода из серьезнейших кризисов современности. Что это за кризисы?
Один из них – идущая во всем мире деиндустриализация, свертывание промышленности, разбухание сферы услуг и выход на передний план финансовых спекуляций. Что тут можно сделать? Экспансии постиндустриального общества Россия могла бы противопоставить – прежде всего, на своей собственной территории – сверхиндустриализацию, создание промышленности нового типа с доминированием замкнутых циклов. Это позволило бы сберечь окружающую среду, создать новые рабочие места и дать людям новую Цель и Смысл Жизни!
Другая проблема лежит в плоскости демографии. В то время как в развитых странах Европы бешеными темпами вымирают коренные жители, развивающиеся государства Азии и Африки, напротив, переживают всплеск рождаемости. И они не знают, что им делать со столь гигантским населением, явно избыточным по отношению к их ресурсам. Решение этих проблем не на мальтузианских основах – вот тот путь, который должна предложить Россия сначала самой себе, а потом и всему человечеству.
Пока наша страна, увы, не может считаться в области демографии примером для подражания, ведь наше население катастрофически вымирает. На мой взгляд, эта печальная тенденция является следствием отсутствия у народа Большого Проекта и Смысла Жизни. Можно, конечно, стимулировать рождаемость с помощью материнского капитала, но финансовых мер явно недостаточно. Дайте народу Великую Цель, способную объединить его в едином порыве, – и вы увидите больше детей на улицах наших городов и деревень! На повышение рождаемости будут работать и совершенно конкретные меры – создание в разных регионах России системы биоэкополисов, строительство малоэтажного жилья, доступного и экологически чистого. Недвижимость должна уже скоро стать такой же доступной, как и телевизоры с холодильниками – без решения «квартирного вопроса» трудно ждать от молодых создания многодетных семей.
Наконец, еще один важный вызов, стоящий перед человечеством, – это антропологический кризис. Мы видим в последние годы повсеместную деградацию человеческого материала. Наркомания, алкоголизм, сексуальная агрессия, синдром хронической усталости – все эти печальные явления говорят о том, что с людьми не все в порядке. Посмотрите на сегодняшних 15-летних! По биофизиологическим параметрам эти ребята ничем не отличаются от своих сверстников, живших полвека или век назад, но многие из них лишены даже биологической энергии и больше похожи на усталых от жизни пенсионеров. Значит, дело не в физиологии, а в смысловой организации сознания.
Показать человечеству выход из антропологического кризиса – пожалуй, главная миссия России. Ведь в нашем духовном арсенале есть уникальный принцип, который 2000 лет вырабатывался христианской цивилизацией и ее передовой православной ветвью. Это принцип личности, который возводит человека на недосягаемый пьедестал. Как писал Максим Исповедник, каждый человек носит в себе частицу Бога. Чем больше человек выявляет свою уникальную и неповторимую личность, тем лучше у него энергетика и совершеннее сознание. И если в стране созданы условия, помогающие людям раскрывать свой творческий потенциал, то общество становится успешнее даже в сугубо экономическом смысле. Я убежден, что только через возрождение человека лежит путь к возрождению России.