Суд отменил «ценз оседлости» для ветеранов

Вчера городской суд Петербурга вынес беспрецедентное решение по иску трех ветеранов Великой Отечественной войны, требовавших отменить 10-летний «ценз оседлости» для постановки в очередь на новое жилье

Вчера городской суд Петербурга вынес беспрецедентное решение по иску трех ветеранов Великой Отечественной войны, требовавших отменить 10-летний «ценз оседлости» для постановки в очередь на новое жилье. Благодаря напряженной работе и информационной поддержке журналистов Балтийской медиа-группы ветераны войны, оказавшиеся из-за нормы прописки за бортом президентской программы, получили шанс выехать из коммуналок в отдельные квартиры. Все они обращались за помощью на горячую линию «36 квадратных метров», которую с июля 2009 года проводит редакция газеты «Вечерний Петербург». О цене победы и важности решения горсуда «НВ» рассказала юрисконсульт газеты «Вечерний Петербург» Татьяна Смирнова.

– Примерно год назад на нашу горячую линию привезли документы Раиса Галина и Нина Буйневич, – говорит юрист. – Они не могли получить положенные им по указу президента 36 квадратных метров и долго обивали пороги жилищных отделов. Поводом для отказа чиновников стал 10-летний «ценз оседлости», которого ветераны, согласно документам, не имели. В частности, Раиса Галина проживает в Петербурге с 2007 года. Переехать к своей дочери в тесную комнату в коммуналке в Адмиралтейском районе ветерана заставила тяжелейшая травма ноги. Жить одна в ветхом доме в соседней области бабушка не могла.

Схожая ситуация и у вдовы участника Великой Отечественной войны, инвалида по зрению Нины Буйневич. Женщина также делила с дочерью непригодную для жилья 11-метровую комнату в Белоострове. Кстати, она живет с дочерью уже больше 10 лет, но официально прописалась позже, поэтому формальных 10 лет прописки у Нины Буйневич нет. 84-летний Василий Курятников обратился в суд после отмены Верховным судом РФ определения Городского суда Санкт-Петербурга об отказе в приеме его заявления об оспаривании правовой нормы. Он приехал в Петербург после смерти жены в 2007 году, однако из-за «ценза оседлости», принятого в 1960-х, ему также отказались предоставлять жилье в рамках президентской программы. Ветеран не раз пытался обжаловать в суде спорное положение, но всякий раз тщетно. Сейчас он живет в 11-метровой комнате бывшего общежития вместе с сыном, его женой и двумя маленькими детьми.

– Какую помощь ветеранам оказали юристы Балтийской медиа-группы?

– Наши юристы в течение нескольких месяцев работали с этими ветеранами. Специалисты помогали собирать документы, консультировали их, но переписка с чиновниками, которые их старательно отфутболивали под прикрытием «ценза оседлости», не дала результатов. Тогда мы подали их заявления в городской суд с просьбой отменить эту норму закона, которая ставит наших малочисленных ветеранов в неравные условия по отношению к героям войны других регионов. Раиса Галина лично участвовала в процессе. Суд слушал дело три дня и вот наконец признал незаконной правовую норму – п. 2 ст. 1 Закона Санкт-Петербурга № 407-65 «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся» в части: «проживающие в Санкт-Петербурге в общей сложности не менее 10 лет».

– Представители губернатора и Законодательного собрания Петербурга могут ведь обжаловать постановление в Верховном суде?

– Да, это так. Но у каждого участника процесса есть право подать кассационную жалобу. Какова вероятность, что решение суда не опротестуют и оно вступит в силу, сейчас сказать сложно.

– Насколько данное решение суда важно для наших ветеранов?

– Можно смело сказать, что это беспрецедентное и очень важное решение. И спасибо судье Татьяне Гунько, которая удовлетворила иск наших ветеранов! Это решение снимает ограничение для ветерана, получающего жилье по указу президента и не имеющего 10 лет прописки в Петербурге. На самом деле таких людей не очень много. За время работы горячей линии к нам обратились 10–15 человек. В силу возраста и здоровья многие из них, к сожалению, ушли из жизни, пока мы сражались за их законное право на жилье. Например, два ветерана, которые обратились к нам, умерли, пока вели переписку с инстанциями.

 

Эта страница использует технологию cookies для google analytics.