«Федор Михайлович еще попишет!»
В театре «Санктъ-Петербургъ Опера» идут последние репетиции перед премьерой оперы Юрия Буцко «Белые ночи Федора Достоевского». Особенность спектакля в том, что он будет играться под открытым небом, в окружении домов, видевших великого писателя
В театре «Санктъ-Петербургъ Опера» идут последние репетиции перед премьерой оперы Юрия Буцко «Белые ночи Федора Достоевского». Особенность спектакля в том, что он будет играться под открытым небом, в окружении домов, видевших великого писателя. «На фоне таких стен врать нельзя, – говорит режиссер – художественный руководитель и директор театра Юрий Александров. – Они не дают права врать».
–Мы еще попишем, Федор Михайлович! – подбадривает режиссер солиста Всеволода Калмыкова, который играет в спектакле загримированным под Достоевского. Во дворе театра идет репетиция. Из декораций – кровать, стулья, столик с лампой и надкусанной буханкой черного хлеба и, конечно, стены. На столе, повинуясь ветру, шелестят страницы партитуры.
Постановка «Белых ночей» приурочена к 190-летию со дня рождения и 130-летию со дня смерти Федора Михайловича. Пока что известны две ближайшие даты премьерных спектаклей: 27 мая (День города) спектакль пройдет во дворике театра «Санктъ-Петербургъ Опера» на Галерной, а 2 июля (общегородской праздник День Достоевского) – во дворе Инженерного замка.
В день первой премьеры зрителей будут встречать аудиозаписями песен каторжан, квасом и черными сухариками. «Может, кто-нибудь сломает зуб, а кто-то – свое отношение к тому, что называется оперой», – предполагает Александров.
Музыканты оркестра, а также потенциальные зрители уже беспокоятся: хоть опера и короткая (действие идет 55 минут), сидеть в каменных петербургских дворах будет довольно прохладно. Но режиссер непреклонен: «Достоевский, современная музыка и уют – несовместимые вещи! – уверен он. – К Достоевскому можно быть только сопричастным. И, кстати, стоя (если кому-то придется даже стоять) его почувствуешь лучше, чем развалившись в мягком кресле».
За границей он ставил спектакли на свежем воздухе уже неоднократно. А вот повезет ли режиссеру с погодой в родном городе – пока не ясно. Впрочем, Александров заявляет: «Напугать меня тяжело! Если пойдет дождь – значит, так хотел Господь. Будем играть, когда он кончится, дыша озоном». Юрий Исаакович готов и к тому, что замерзший зритель может встать и выйти, чтобы погреться в соседнем дворе заготовленной театром водочкой или даже закурить (если уж человека так что-то растрогало!): «Раз на свежем воздухе – почему бы и нет?»
Александров признается, что для него эта постановка – очередная попытка «пробить лбом четвертую стену», наладить контакт между действием и зрителем. «Необходимо периодически всплывать на поверхность и обращаться к современной музыке, чтобы потом вновь погрузиться в пучину бельканто», – объясняет он свой выбор в пользу нового произведения, ранее в Петербурге не звучавшего и не ставившегося ни на одной сцене в России.
Музыка Юрия Буцко – очень сложная для исполнения как ритмически, так и мелодически. Но солисты успешно справляются, а «стены помогают» великолепной акустикой. Действующих лиц формально всего трое (Неизвестный (он же автор, то есть Достоевский), Настенька и Мечтатель). Но те психологические взаимосвязи, которые между ними присутствуют, словно «расслаивают» действие, открывая новые грани персонажей.
Спектакль получился очень петербургским, и, кажется, он просто невозможен вне этого города. Фантомная история оставляет зрителю открытый финал, когда Достоевский оглядывает притихшую публику и уходит на улицу, растворяясь в повседневности…