Европейские зарплаты? Да нам хотя бы их цены!
Почему россияне получают существенно меньше, чем европейцы, а вот стоимость многих товаров и услуг у нас выше? Для начала попробуем разобраться в этом вопросе на примере рынка водных перевозок
Почему россияне получают существенно меньше, чем европейцы, а вот стоимость многих товаров и услуг у нас выше? Для начала попробуем разобраться в этом вопросе на примере рынка водных перевозок
Парадокс: часовая аренда самого скромного катера, на котором можно прокатиться по Неве, стоит в три раза (!) дороже, чем прогулка на эксклюзивной гондоле по всей Венеции. А, скажем, в Амстердаме, потратив 25 евро, вы получите не только четыре часа водного путешествия, но и ужин в плавучем ресторане, тогда как у нас за эти деньги и двух часов в битком набитом суденышке не накатаешь. И этот парадокс – далеко не единственный в череде себе подобных.
Так, многие петербуржцы ездят за покупками в Финляндию, будто в ближайший супермаркет, – даже с учетом расходов на бензин и потраченного времени все равно получается дешевле. А тот, кто хоть раз побывал в Центральной или тем более Южной или Восточной Европе, потом долго вспоминает, как он шикарно и до отвала отужинал в хорошем ресторане, заплатив за это примерно столько же, сколько стоит один шашлык в центре Петербурга. И такие неутешительные сравнения можно приводить долго.
Как это так получилось? Мы столько лет мыслили в том ключе, что, мол, зарплаты-то у нас, конечно, не ахти, но зато и цены не кусаются. И не заметили, как теперь впору уже воскликнуть: «Не надо нам европейских зарплат! Дайте хотя бы европейские цены!»
Очевидных причин тому множество. Это и наш российский бизнес-менталитет: «Десять процентов прибыли – не деньги. А за тысячу евро я и пальцем не пошевелю!» И десятилетия катаклизмов и судорожных реформ, которые во многом и воспитали этот менталитет: правила игры у нас в стране за последние сто лет менялись так часто, что о стабильности на рынке говорить не приходится, – отсюда и желание урвать да свалить, пока, чего доброго, все опять не перевернулось.
Это и засилье монополий. И высокие налоги с фонда оплаты труда. И низкая производительность этого самого труда.
И, конечно же, коррупция – эксперты в один голос говорят, что так называемая коррупционная составляющая (взятки, откаты, навязанные услуги) вкупе с уже упомянутыми административными рисками (любой «непослушный» бизнес у нас могут прикрыть в пять минут и на вполне законных основаниях) составляет до 50 копеек от каждого рубля, заложенного в тот или иной ценник.
Все это вроде бы известно. И все-таки очень хотелось бы разобраться в этой удручающей системе: почему тот же водитель катера дерет с нас втридорога, а сам при этом получает по европейским меркам копейки? И разобраться на конкретных примерах. Вот с рынка водных перевозок мы и начнем этот проект.