Карельские кочи стали чукотскими

В Петрозаводске спустили на воду два деревянных поморских коча, воссозданных умельцами историко-культурного морского центра «Полярный Одиссей» по чертежам XVIII века

В Петрозаводске спустили на воду два деревянных поморских коча, воссозданных умельцами историко-культурного морского центра «Полярный Одиссей» по чертежам XVIII века

Уже в следующем году эти небольшие, 10-метровые, но приспособленные к выживанию в условиях Севера корабли будут ходить не по Онеге и Белому морю, а по реке Лене и Северному морскому пути неподалеку от границы Азии и Америки. Именно на поморском коче знаменитый морской первопроходец Семен Дежнев 365 лет назад дошел до Берингова пролива, отделяющего эти два континента. Экспедиция Дежнева состояла из 7 кочей, но до пролива, с российской стороны расположенного на территории Чукотского автономного округа, дошел только один. Вот почему заказчиком серии из 7 исторических кочей, два из которых – «Святитель Николай» и «Апостол Андрей» – были спущены на онежскую воду 29 мая 2011 года, является правительство Чукотки.

Исторические поморские суда в центре «Полярный Одиссей» собираются в двух кустарных эллингах. Один из них – с деревянным каркасом, обтянутом полиэтиленовой пленкой, а другой – жестяной. Однако столь непрезентабельные условия сборки не влияют на высокое качество судов, сделанных в морском центре, расположенном на южном берегу Петрозаводской губы. За 30 лет существования «Полярного Одиссея» на его верфи воссозданы свыше 20 исторических деревянных судов, которые побывали в 20 странах. Первым, еще в советское время, был построен поморский коч, на котором карелы ходили по Белому и Баренцеву морям 300 лет назад. В 1989 году его «потомок» на парусах дошел из Онежского озера до Шпицбергена. Годом позже три построенные в историческом центре лодьи (поморы говорят и пишут это слово через «о») «Вера», «Надежда», «Любовь» пошли в Средиземное море и дошли до Святой земли. Именно после этого паломничества умельцы «Полярного Одиссея» построили свой флагманский корабль: 20-метровую деревянную лодью «Святитель Николай», которая в одном из походов выдержала в Северном море 9-балльный шторм.

…За два дня до спуска на воду готовность коча «Апостол Андрей», в отличие от «Святителя Николая», на котором шли уже косметические работы, выглядела отнюдь не очевидной.

– На «Апостоле Андрее» пока не готовы двери кают, степс-матча, нет палубы в носовой части коча и еще ряд мелочей, – комментирует спецкору «НВ» корабел, изобретатель и президент клуба «Полярный Одиссей» в одном лице Виктор Дмитриев. – До 9 мая все шло по графику, но наш самый большой умелец, Михаил, к сожалению, в День Победы выпил после воздержания и вошел в штопор на две недели. Пришлось ждать, так как мастеров такого класса на Северо-Западе единицы. Но не беспокойтесь, пуск состоится в назначенное время – Миша уже в порядке.

– Ну, что я тебе говорил, – улыбается Виктор Дмитриев за полчаса до церемонии, когда оба коча блестели на солнце черно-желтой краской. – Все сделано на совесть, кочи готовы к длительному походу, но к заказчику в этом году они не пойдут. Летом мы отправимся в так называемую «малую Северную российскую кругосветку»: на Архангельск, Соловки и обратно. А грядущей зимой кочи по железной дороге доставят на реку Лену, в Усть-Кут, потом они спустятся до Тикси, где и «заночуют» до весны. Ведь маршрут Семена Дежнева в 2013 году должны пройти 7 кочей, «предки» которых дошли до Аляски 365 лет назад.

В отличие от дежневской экспедиции, кочи «Святитель Николай» и «Апостол Андрей» с верфи «Полярного «Одиссея» оборудованы не только парусами, но и моторами. Так что путь до Берингова пролива современные исторические аналоги могут пройти по Севморпути не за несколько месяцев, а за несколько недель.

– Есть гравюры, где кочи изображены с веслами, – говорит Виктор Дмитриев. – Однако в море главное – не весла, а парус и якорь. Весла нужны, чтобы при штиле зайти в какую-нибудь бухту, это антураж, чтобы махнуть перед зрителями, собравшимися на берегу. Поморский коч – универсальное судно класса река-море, их можно даже перетаскивать по льду. Вот почему Семен Дежнев все-таки дошел до края Азии. Проект «Арктика – территория развития», в ходе которого наш центр строит для Чукотки кочи, важен не только в плане исторической памяти. Наши корпуса из сосны и ели можно тиражировать, поставить на поток для нужд туризма. Мы хотим сделать Карелию столицей озерного туризма, создать в республике маломерный флот. Ведь у нас в республике – свыше 60 тысяч озер. К сожалению, даже на Онеге и Ладоге осталось очень мало мастеров, которые умеют строить деревянные суда. Задача мастеров «Полярного Одиссея» – научить молодежь строить лодки, плавдачи и другие плавсредства.

Своими габаритами спущенные на онежскую воду кочи не производят особого впечатления: длина – 10 метров, ширина – 3, осадка – 0,7 метра, всего 8 кают. Однако на церемонию из далекой Чукотки в Петрозаводск прибыла целая делегация во главе с губернатором Чукотского автономного округа Романом Копиным.

Правда, петрозаводчане, которые собрались в тот день на набережной, больше обращали внимание не на официальных лиц, которые находились на церемониальном подиуме, а на участников фольклорного ансамбля «Чукотка». Пока епископ Чукотский и Анадырьский Никодим освящал исторические кочи, зеваки фотографировались с представителями далекого северного народа – чукчами, которые готовились к концерту. Особым успехом у публики пользовался коренастый танцор с бубном, похожий на индейца со свитера хоккейной команды Chicago Blackhawks. К нему подводили даже грудных детей. Танцор приветливо улыбался, но некоторые младенцы плакали. Где-нибудь в Сочи за полчаса фотосессии «индеец» мог бы заработать тысячи рублей, но в Петрозаводске он позировал бесплатно. Тем временем ваш автор обратил внимание на красивую девушку из ансамбля, которая, похоже, ревновала «человека с бубном» к публике:

– Жалеете, что Абрамович изменил вам с «Челси»?

– Он нас не забывает, и каждое лето все чукотские дети без исключения отдыхают в Подмосковье и на Черном море.

– А сколько на Чукотке детей?

Девушка смущенно улыбнулась.

Когда начался концерт, где вместе с чукчами танцевали и пели русские скоморохи и карело-финский фольклорный ансамбль, спецкор «НВ» неформально осознал, какая все-таки огромная страна – Россия. Самое замечательное, что все друг другу улыбались и фотографировались.

 

Эта страница использует технологию cookies для google analytics.