Ехать быстро – ждать долго
Корреспонденты «НВ» прокатились на аквабусе и узнали, когда у этого общественного транспорта часы пик
Корреспонденты «НВ» прокатились на аквабусе и узнали, когда у этого общественного транспорта часы пик
Сезон навигации только начался, а горожане уже недовольны работой водных маршруток. Основная претензия – аквабусов слишком мало, и на причалах выстраиваются огромные очереди. Дескать, ждать транспорт приходится по полтора-два часа. Корреспонденты «НВ» решили проверить эти жалобы и отправились на остановку водного общественного транспорта.
В 11 часов утра пристань у Старой Деревни (от станции метро – около 600 метров, поэтому конечную остановку так и назвали) практически пуста. Два человека, ежась на холодном ветру с Финского залива, ожидают прибытия катера. Для удобства пассажиров причал оборудован скамейками и козырьками от солнца, а вот о защите от пронизывающих порывов ветра никто не подумал. Хотя ветер – обязательный атрибут любой петербургской набережной.
– Давно ждете? – интересуемся у одного из молодых людей.
– Точно не засекал, но минут 15, наверно, – отвечает тот. – Расписания как такового нет, на информационном щите только интервал указан – 10 минут. Запаздывает аквабус!
– Да не волнуйтесь вы, сейчас придет, – вступает в разговор второй мужчина. – Иногда задержки бывают, но небольшие.
Валентин (так зовут нашего собеседника), оказывается, отправляется с этой пристани почти каждый день на работу. По деньгам, как рассказал мужчина, получается примерно столько же, как и на общественном наземном транспорте, а времени занимает намного меньше.
На горизонте показывается быстро приближающаяся точка – катер. Лихо развернувшись, капитан подводит его к причалу. Посадка и высадка пассажиров занимает всего 3–4 минуты. Матрос (он же кондуктор) отвязывает канат и собирает плату – по 54 рубля с человека. Катер 12-местный, но на конечной остановке в него садятся всего 7 человек. Еще трое подсели на промежуточных остановках. Через 12 минут водное такси прибывает в пункт назначения – к набережной у Финляндского вокзала. И это при том, что на одном из причалов матрос забыл отцепить канат и произошла небольшая задержка.
– А веревку-то, Саша! – наставляет капитан своего незадачливого подопечного, и тот резво исправляет ошибку, ловко запрыгивая на борт уже на ходу.
На пересадочном узле (у Финляндского вокзала соединяются сразу три маршрута) столпотворения, о котором сообщали наши читатели, тоже не наблюдается. Четыре причала, собранные в одном месте, готовы вместить сотню пассажиров, но здесь и 20 человек не наберется. Да и те, кто есть, сразу же садятся в два катера, отправляющиеся по разным линиям, и отплывают. На пирсе вновь тишина и спокойствие.
Спрашиваем у капитанов и узнаем, что такая ситуация на водных маршрутах наблюдается только с 10 до 17 часов. Рано утром и в вечерние часы пассажиров намного больше. Во-первых, петербуржцы именно в это время спешат на работу или домой. А во-вторых, в послеобеденные часы обычно свободное время для прогулок по городу получают туристы, у которых первая половина дня занята экскурсиями. Так что в час пик своей очереди на поездку в аквабусе можно ждать и час, и полтора. В остальное время водные такси реально работают как очень быстрый и удобный вид общественного транспорта – как и задумывалось изначально.
Совсем иная ситуация по выходным. Чтобы без длительного ожидания проехать по водным артериям, желающим придется встать пораньше. В субботу и воскресенье аквабусы ходят полупустыми только с 8 до 10 утра. Да и то только от конечных станций на Старой Деревне и в Рыбацком. Центральные остановки заполняются народом уже к 9 часам.
Как решить эту проблему, в комитете по транспортно-транзитной политике пока не знают. Предложение увеличить количество катеров чиновников не впечатлило. Дело в том, что большая часть расходов на перевозки компенсируется бюджетом, а лишних денег в городском кошельке нет. Поэтому реально составить конкуренцию привычным видам общественного транспорта, уверены эксперты, в ближайшие годы аквабусы не смогут.
Кстати, мнение о том, что водные такси отбивают клиентов у владельцев прогулочных судов из-за своей низкой цены – миф.
– Туристы катаются на речных трамвайчиках, чтобы посмотреть Петербург с воды и насладиться его красотой, – считает капитан Николай Пронин. – А что увидишь с борта аквабуса? Да ничего! У нас оттока желающих прокатиться не было в прошлом году, не наблюдается и в этом. Так что мы обеими руками за развитие сети водных маршруток.