Станислав Говорухин: «Я должен снимать «Гитлер капут!»?!»
Известный кинорежиссер считает, что чиновники не понимают, что происходит в российском кинематографе
Фонд социальной и экономической поддержки отечественной кинематографии определил список компаний – лидеров отечественного кинопроизводства на 2011 год. В нем лишь до боли знакомые компании и продюсерские имена. Входящие в список получают огромные государственные деньги на производство фильмов. Определяют лидеров по отдельной методике, где главным критерием «качества продукции» являются количество посещений в кинотеатрах и максимальные телевизионные рейтинги. Причем период учета фильмов в этом году сокращен с десяти до пяти лет. Где же всегда ставившиеся во главу угла художественная ценность, морально-нравственный посыл, идея, воспитательная функция? Что или кто виной тому, что рейтинги и посещаемость сопровождают, как правило, достаточно пустые и, мягко говоря, неумные фильмы? С этими вопросами «НВ» обратилось к одному из выдающихся режиссеров советского и российского кино Станиславу ГОВОРУХИНУ.
–Сейчас никто из наших чиновников, начиная с президента, не понимает, что происходит в кино, – поясняет режиссер. – Ничего не понимают. Во-первых, пора прекратить говорить о господдержке отечественного кинематографа. Только о государственном финансировании. Мы снимаем огромное количество фильмов. Огромное! И 97 процентов из них полностью финансируются государством. Не только через бывшее Госкино или Министерство культуры. Например, последний фильм Эльдара Рязанова финансировал «Газпром». Это государство? Да. Или фильм Валерия Тодоровского «Тиски» – его «снабжал» Госнаркоконтроль. Фильм «Край», который широко рекламировался, финансировался РАО «РЖД». Это ведь тоже государство? Конечно! Практически все финансируется государством в лице различных структур, компаний и организаций. Но что происходит дальше? А дальше продукт, созданный на государственные средства, попадает в руки, прямо скажем, непорядочных частных лиц – прокатчиков. Они хотят только денег, поэтому на экраны выпускают лишь то, что их приносит в огромном количестве. Настоящее же искусство не может давать мгновенную шальную прибыль. При этом наше руководство говорит: «Главным мерилом качества фильма является его успех у зрителя». Эта фраза была закономерна и оправданна лет сорок назад. Но сейчас это – глупость, сказанная с самого верха! Успехом у зрителя пользуется только попкорновое кино.
Ну, давайте назовем фильмы, которые пользуются успехом у зрителя: «Наша Раша», «Самый лучший фильм», «Гитлер капут!», «Елки», «Выкрутасы», тот же «Служебный роман. Наше время», который я не так давно посмотрел. Чисто попкорновое кино! Начало еще можно было как-то смотреть, понимая: ну да, для сегодняшних дураков сделанный фильм. Но ближе к финалу началась такая бредятина! И прокатчики ставят на экраны только такое попкорновое кино. Или американское, в большинстве случаев такое же попкорновое, снятое, по признанию самих американских режиссеров, для 14-летнего цветного подростка. Представляете, на что нас ориентируют? Ведь если тот же министр культуры говорит, что мерилом качества фильма является его успех у зрителя, я должен снимать «Гитлер капут!». Понимаете? «Гитлер капут!»…
– Но немало зрителей тяготеет к настоящему киноискусству. Они задаются вопросом: «Неужели хорошие фильмы в России перестали снимать?»
– Сейчас снимается множество фильмов, которые были бы интересны и полезны всем слоям зрителя, но прокатчики не хотят их показывать, потому что эти картины, повторюсь, не дадут мгновенной и огромной прибыли. Примеры? «Человек у окна» Дмитрия Месхиева, «Воробей» Юрия Шиллера, фильмы Ларисы Садиловой, Оксаны Бычковой. Недавно я посмотрел фильм «Зона турбулентности» Евгении Тирдатовой по ее же сценарию. Простая, ясная, очень лирическая, совершенно правдивая история. Смотрел не отрываясь! И таких фильмов – множество, но они не доходят до экрана. И как это дело повернули те же министр культуры, премьер, Никита Сергеевич? Образовали этот фонд.
Так ведь то, что большинство наших фильмов не появляются на экране, не от режиссеров зависит, не от якобы нехватки финансов, а от произвола прокатчиков! Вот я сейчас снял, скажу без ложной скромности, неплохую картину «В стиле джаз» – прокатчики не хотят ее брать. Сам проехал с ней по городам, показывал разной аудитории – всюду восторг! Так ведь таких фильмов, как я снял, много! «Чудо», «Поп», «Неадекватные люди» – ведь все это даже не вышло на экраны! Государство делает продукт, а потом отдает его в частные нечистоплотные руки прокатчиков, которых не интересуют ни наши дети, ни будущее нашей страны, ни интеллектуальный уровень общества. Только деньги! И поэтому мы им даем попкорновое кино, если говорить об отечественном кинематографе. Публика приходит в кинотеатр и так не очень развитая, поскольку интеллектуальный уровень по сравнению, скажем, с 1960-ми годами, когда стихи читались на улицах, очень упал. Так мы еще и снижаем этот уровень, поскольку зритель, преимущественно тинейджер, после таких фильмов еще дурнее становится. А дальше он требует еще более глупую картину. И вот он уже разучился думать, работать душой, сердцем. Вот в чем трагедия кинематографа! Не понимаю, как это объяснить, донести до власть имущих. Меня не слышат. Или слышат лишь через 20 лет.
– Но при желании можно все эти фильмы увидеть. Посмотреть в интернете, купить диск наконец. Все равно ваш преданный зритель находит пути, как увидеть вашу новую картину…
– Да где он находит, о чем вы! Мои картины не видят на экране кинотеатров. А мой зритель должен прийти в кинотеатр и там увидеть мой фильм. Если когда-то он и выходил на экраны кинотеатров, то всегда ничтожным количеством копий, без всякой рекламы. Между тем сегодня на рекламу тратят столько же, сколько на производство самого фильма, и потом такие раскрученные картины идут сразу во всех кинотеатрах. Интернет? Скачивают фильмы в основном тинейджеры. Процент образованной публики – ничтожен. В этом легко убедиться, сравнив количество просмотров тех или иных фильмов. В лидерах – то же попкорновое кино.
– И при всем этом вы продолжаете работать. Ради чего тогда?
– Да не могу я иначе! Что бы я ни снимал, как бы ни отказывались мои картины показывать, все равно их посмотрят. Я снимаю фильм, который все равно все посмотрят. Если бы это сразу отправлялось в корзину, я бы и не стал работать. Но вместо того, чтобы только снимать, я вынужден сам ездить по городам и показывать свое кино, тратя собственные деньги и время и делая то, что должен делать прокатчик. Но у меня есть такая возможность, а у других режиссеров, даже более талантливых, ее нет. Когда появляется финансирование, начинаю заниматься следующим фильмом. Уже год прошел, как я снял «В стиле джаз», а новую картину даже не начал. Мне уже 75 лет! Разве я могу себе позволить так щедро разбрасываться своим временем? Оно же уходит! Я же не могу тратить по пять лет на одну картину – что же тогда сниму? Закончить фильм и сразу начинать новый – вот что я должен делать. В конце концов я же не на помойке найден и не самый плохой режиссер в стране, согласны? Должен работать все время, как и другие режиссеры моего класса. Но вместо этого они вынуждены колоссальное количество времени тратить на поиски денег и часто не находить их.
– Какой выход вы видите из сложившейся ситуации?
– Самый кардинальный – национализация кинопроката. Ну нельзя тратить государственные миллиарды, а потом отдать все частным лицам, которые будут показывать лишь то, что приносит им быструю прибыль! Огромное количество фильмов, причем хороших, просто в яму делаем. Вы видели «Человек у окна»? А «Зону турбулентности»? Для кого все это снимается, я спрашиваю? Для кого?! Что, это кино не попадает на экраны, потому что оно низкого качества? Ведь так получается, по мнению тех, кто считает мерилом качества фильма его успех у зрителей? Да это как раз высокое качество, в традициях советского киноискусства и русской культуры в целом! Не решат наши руководители эту проблему, когда, по сути, государственным продуктом распоряжаются частные жулики, ничего хорошего наше кино не ждет. И никакие фонды в этой ситуации не помогут.