Догоним и перегоним 2007-й!
Вологодская область официально попрощалась с кризисоми объявила о направлениях дальнейшего социально-экономического развития
Вологодская область официально попрощалась с кризисоми объявила о направлениях дальнейшего социально-экономического развитияМасштабная модернизация экономики, социальной сферы и дорожно-транспортной инфраструктуры ждет в ближайшее время Вологодскую область. По крайней мере именно такие планы губернатор Вячеслав Позгалев перечислил в своей программной речи перед депутатами регионального парламента.
До осени 2008 года Вологодская область была одним из самых преуспевающих регионов страны. По выпуску промышленной продукции на душу населения она занимала второе место в России, а сверхдоходы от металлургии позволяли с избытком наполнять казну, что не могло не отразиться и на уровне жизни. В регионе одновременно реализовывалось чуть ли не три десятка различных социальных программ, масштабные инвестиции вкладывались в село (по продуктивности молочного стада область еще недавно была лидером страны) и в жилищное строительство. Понимая, что это благополучие во многом держится на единственном предприятии – череповецкой «Северстали», в иные годы обеспечивающей до 80 процентов поступлений в бюджет, – местные власти провозгласили курс на диверсификацию экономики. Но запущенный процесс несколько опоздал. Мировой финансовый кризис, обваливший цены на металл, едва не утянул под откос и всю региональную экономику. В ноябре 2008-го спад производства достиг 60 процентов и, по пессимистическим прогнозам аналитиков, каждый второй вологжанин мог вообще оказаться без работы.
К счастью, этого не произошло. Накопленный запас прочности вкупе с комплексом антикризисных мер позволили стабилизировать ситуацию. С лета 2009 года вологодская экономика вновь пошла в рост, очень быстро отвоевывая утраченные позиции. Сейчас объемы производства уже превысили докризисный уровень, что и позволило областному правительству представить достаточно оптимистичный прогноз развития региона.
В экономике ставку решено сделать на развитие индустриальных парков различного уровня. К первенцу – индустриальному парку «Шексна» под Череповцом, где уже пущена в эксплуатацию первая очередь трубопрофильного завода, – добавился аналогичный парк «Сокол» в одноименном городе. В ближайших планах создание локальных индустриальных парков как минимум еще в трех районных центрах – Вытегре, Кадуе и Грязовце.
Под новые промышленные мощности «заточена» и стратегия развития региональной энергетики. В прошлом году с помощью чешских инвесторов была пущена в эксплуатацию Красавинская газотурбинная ТЭЦ. Ныне ведутся работы по реконструкции Вологодской ТЭЦ и Череповецкой ГРЭС. При этом строящийся там 4-й блок мощностью 420 мегаватт будет одним из самых мощных на Северо-Западе.
Вместе с энергетикой решено развивать и дорожно-транспортную инфраструктуру. Среди важнейших задач – строительство третьего железнодорожного пути на участке от Вологды до Череповца и создание сразу нескольких новых автотранспортных коридоров. Большое значение придается и строительству второго моста через Шексну в Череповце, что позволит обеспечить прямой выход автотранспорта с западной части региона на Рыбинск, Ярославль и далее на Москву.
Высокая планка поставлена и в жилищном строительстве. Предполагается ежегодно строить до 500 тысяч квадратных метров жилой площади – для Вологодской области это очень высокая цифра. Причем за счет различных технологий (например, одно из вологодских предприятий освоило панельно-стоечное домостроение, благодаря которому четырехэтажное благоустроенное здание можно возвести «под ключ» всего за полтора месяца) строители обещают снизить стоимость квартир на 10–15 процентов.
Единственное, что может поставить под сомнение темпы объявленной модернизации, – это непредсказуемое финансовое положение Вологодчины. Много лет являясь регионом-донором, область сейчас ушла «в минус». По сравнению с прошлым годом расходная часть регионального бюджета первоначально «ужалась» на 8 миллиардов рублей. Потом, правда, ее существенно скорректировали в сторону увеличения – продолжающийся рост производства принес в казну допдоходы. Но будет ли так и впредь – непонятно. К тому же пока все бюджетные «ужимания» фактически не затрагивали социальную сферу. По итогам прошлого года более 500 тысяч вологжан, или 40 процентов населения области, получили те или иные социальные выплаты. Бесследно это не прошло. Госдолг Вологодчины, как заявил недавно областной депутат Михаил Суров, достиг рекордного показателя в 18 миллиардов рублей. Правда, существенную часть этого долга составляют не «живые» деньги, а финансовые гарантии региона под различные инвестиционные проекты.
строительство Череповец модернизирует транспортную инфраструктуруВ Череповце началось строительство нового внутригородского транспортного коридора, призванного стать альтернативой сверхперегруженной центральной улице Ленина.
Сейчас в городе металлургов ведется модернизация сразу нескольких перекрестков, часть дорог строится заново, часть – расширяется с двухполосного до четырехполосного движения. Примерно шестикилометровая обходная трасса, которая пройдет между двумя важнейшими мостами Череповца – Ягорбским и Октябрьским, должна вступить в строй уже в конце октября. Здесь предполагается открыть движение только для индивидуального и ведомственного транспорта. Тогда как рейсовые автобусы сохранят привычные маршруты по старым «узким» улицам, которые, правда, должны освободиться от излишних машин.
Со временем, возможно, появятся в Череповце и два новых моста. Один – автомобильный, позволяющий напрямую связать два самых густонаселенных микрорайона – Зашекснинский и Заягорбский, ныне разделенных почти километровой гладью реки. Его примерный срок ввода в эксплуатацию запланирован на 2018 год. А вот второй мост может стать исключительно… трамвайно-велосипедным, с отдельно выделенными пешеходными дорожками. Идею его строительства череповецкие власти подсмотрели в скандинавских городах, с которыми сотрудничают в рамках проекта «Здоровый город». Кстати, число велосипедистов в Череповце выросло за последнее время в 2,5 раза. И по всем прогнозам их ряды будут пополняться. Впрочем, если трамвайно-велосипедный мост действительно будет построен, то произойдет это не раньше 2021 года.
кадры
На Волгодчине будет больше рабочих
Сейчас ситуация на рынке труда в Вологодской области во многом сходна с общероссийской. Наблюдается явный перекос в сторону многочисленных, но никем не востребованных молодых юристов, финансистов и экономистов с дипломами различного образца. Тогда как профессионального сварщика с обещанной работодателем зарплатой в 40 тысяч рублей кадровые агентства могут безрезультатно искать месяцами. Но поднять престиж рабочих профессий одними голословными призывами к этому невозможно. Поэтому в Вологодской области к уличным рекламным стендам с изображением передовиков труда (обязательно из числа рабочих) добавили региональную программу преобразования учреждений профессионального образования в ресурсные кадровые центры, позволяющие более гибко реагировать на изменение спроса и предложения на рынке труда. В области уже созданы четыре таких центра. На очереди – открытие специализированных служб востребованности рабочих кадров в Череповце, Вологде, Тотьме, Соколе и Шексне.