Синьор Помидор остался на границе?
Гарантировать безопасность свежих овощей на прилавках петербургских магазинов сегодня не может никто
Гарантировать безопасность свежих овощей на прилавках петербургских магазинов сегодня не может никто
Специалисты из петербургского Роспотребнадзора утешают: случаев заражения острой кишечной инфекцией в Петербурге нет. Да и сами горожане не подвержены панике: смело покупают свежие овощи, порой даже не обращая внимания на страну-производителя. Правда, управление Роспотребнадзора все же приняло меры безопасности. Из городских магазинов изъяли около пяти тонн овощей (кроме картофеля) из Европы. Еще 18 тонн томатов и болгарского перца остановили на границе. Однако овощи из «запрещенных» стран по-прежнему можно увидеть на прилавках наших магазинов. Корреспонденты «НВ» решили выяснить, стоит ли их опасаться.
Сразу нужно оговориться. То, что человек заразится кишечной палочкой, лишь съев испанский помидор, – не факт. Европейские службы пока только определяют переносчика опасных бактерий. Сначала во всем обвинили испанские огурцы, затем саксонскую сою и другие злаки. Сейчас Всемирная организация здравоохранения остановилась на версии о сырых помидорах, огурцах и салатных листьях.
– В итоге может оказаться, что средой для кишечной палочки стали вовсе не овощи, а вода, пиво или квас, – предположила начальник отдела надзора за питанием населения территориального управления Роспотребнадзора по Петербургу Галина Дмитриева, – поэтому изъятие из продажи 209 партий свежих овощей в нашем городе – лишь меры предосторожности и не более того. Как только будет установлена причина инфекции и снимут запрет, овощи из ЕС снова вернутся на прилавки.
Так, например, вчера сняли запрет на продажу с европейских ягод, которые 3 июня Роспотребнадзор изъял из торговых сетей. Кроме изъятия овощей и фруктов город оберегается от инфекции проверками на границе.
– Проверяют каждый самолет, поезд, пароход, – продолжила Галина Дмитриева. – Пока подозрительных случаев не зарегистрировано. В самом Петербурге ситуация с острыми кишечными инфекциями спокойная. Опасность кишечной палочки заключается в том, что при попадании в организм она выделяет яд. Человек испытывает озноб, недомогание и температуру, но самое страшное – это возможные осложнения на почки.
Врачи предупреждают: энтерогеморрагическая кишечная палочка передается человеку лишь с зараженным продуктом. Поэтому если горожане хотят хоть как-то обезопасить себя от инфекции, то должны соблюдать элементарные правила: тщательно мыть руки, овощи, а для пущего спокойствия с плодов можно снимать кожуру.
Но самый надежный способ защиты, по мнению Роспотребнадзора, узнавать страну-производителя при покупке. По словам Галины Дмитриевой, на прилавках магазинов, несмотря на изъятие крупных партий, до сих пор встречаются запрещенные к продаже овощи из Евросоюза.
Корреспонденты «НВ» обошли ряд крупных сетевых магазинов и мелких торговых точек и убедились, что на прилавках красуются томаты и огурцы, производитель которых не известен. В лучшем случае на ценнике указана компания-поставщик. Эти овощи дешевле тех, родословная которых известна. По словам Галины Дмитриевой, не указывая производителя на ценнике, торговые сети грубо нарушают закон. Но самое удивительное: Роспотребнадзор теперь не имеет права проводить рейдовый контроль и штрафовать нерадивых сетевиков.
– Проверять магазины мы теперь можем только по сигналам от горожан, – рассказала начальник отдела, – звонка на горячую линию для этого тоже не достаточно. То есть покупатель, который заметил незаконную продажу овощей, должен прийти к нам и написать заявление. Затем за разрешением на проверку мы обращаемся в прокуратуру и только потом выходим на адрес.
Насколько может затянуться эта процедура – неизвестно. День? Неделя? Месяц? Да и редкий покупатель с письменной жалобой дойдет до Роспотребнадзора. Большинство просто забудет о нарушении или вовсе не обратит на него внимания. А зря. Ведь если задуматься, то можно прийти к довольно печальному выводу: ответственность за качество и безопасность овощей на наших столах лежит исключительно на совести продавцов, для которых выгода порой важнее возможных печальных последствий.