Позелени ручку!

Ежегодно городской бюджет выделяет миллиарды рублей на озеленение Петербурга, но эти деньги оказываются в прямом смысле слова закопанными в землю

 

Ежегодно городской бюджет выделяет миллиарды рублей на озеленение Петербурга, но эти деньги оказываются в прямом смысле слова закопанными в землю

В этом сезоне городской кошелек похудел на 2 миллиарда рублей. На эти средства, если верить официальным отчетам чиновников, на улицах, проспектах и бульварах появились 22 тысячи новых деревьев, 220 тысяч кустарников и около 12 миллионов цветов. Это не намного, но все-таки больше, чем в 2010-м. Но где эти деревья? И могут ли эти хилые саженцы спасти экологию Петербурга? Эксперты, опрошенные «НВ», дают однозначный отрицательный ответ.

С цветами, кстати, все более-менее понятно: достаточно бросить беглый взгляд на обочины любой крупной магистрали, чтобы убедиться – клумбы с петуньей, бегонией или анютиными глазками висят даже на осветительных мачтах и дорожных ограждениях. С кустами и деревьями сложнее. Сотрудники «НВ» не смогли вспомнить ни одного участка, где озеленители занимались активными посадками и саженцы бы прижились. В комитете по благоустройству корреспонденту «НВ» перечислили несколько адресов: сад на углу Измайловского проспекта и 7-й Красноармейской улицы (60 сосен и почти столько же яблонь), Пискаревский проспект (50 лип и 167 елей), Полюстровский парк (100 лип, 28 ясеней, 9 елей и 20 ив), берега реки Ивановки в Красносельском районе (439 кленов), Богатырский проспект (230 кленов)…

Впрочем, у нас в памяти сразу же всплыли другие территории, где молодые деревья появляются регулярно, но также регулярно и погибают. Самый яркий пример – аллея у Гостиного Двора. Здесь многострадальные липы чахнут и сохнут, наглядно иллюстрируя неспособность (или нежелание) работников садово-парковых служб грамотно организовать зеленую зону.

– Мы легко можем определить, где деревья приживутся, а где без активной поддержки человека им не обойтись, – прокомментировал ситуацию руководитель Северо-Западной общественной организации «Зеленый Крест» Юрий Шевчук. – Если в земле живут дождевые черви – значит, можно сажать, земля хорошая. Сложно сказать, нужно ли постоянно наступать на одни и те же грабли, высаживая у Гостиного Двора аллею из лип, которые на следующий год засыхают. Думаю, она там все-таки необходима. Другое дело, что я бы предложил другие деревья посадить, более выносливые. Тополя, например. Они в любых условиях очень хорошо приспосабливаются.

Но, как известно, от тополей Петербург в последние годы активно избавляется. Вместо них уже не первый год закупаются клены, дубы и каштаны. Причем, судя по выделяемым на эти цели средствам, их привозят не из пригородных питомников, а из соседней галактики.

Судите сами: даже если все 22 тысячи высаженных деревьев – это клены из Германии (такие обычно продают коммерческие фирмы, а покупают – хозяева элитных особняков), то их цена не превысит 150 миллионов рублей. Эти саженцы можно купить за 3–3,5 тысячи рублей. 220 тысяч кустов – это еще 440 миллионов рублей, если платить за каждый кустарник по 2 тысячи рублей. Цветы по бюджетным меркам это вообще копейки – 20–25 рублей за штуку (еще 300 миллионов в самом дорогом варианте). Даже если еще 500 миллионов ушло на заработную плату садовникам и премии чиновникам, остается еще более полумиллиарда! Куда истратят их? Может, эти деньги пустят на защиту зеленых насаждений от оставшейся после зимы соли? Недавно эксперты высказывали предложение накрывать газоны специальной пленкой, не дающей вредным веществам просачиваться в почву и губить растения.

– Пленка – это неправильный метод, – уверен председатель комитета по благоустройству Андрей Подобед. – Соленость почвы устраняется очень просто – промывка газонов весной и дожди. Тем более соль в основном работает на дорогах, расплавляет лед и вместе с ним уходит в канализацию. Основная проблема гибели деревьев – это влияние большого города. Чтобы избежать этого, мы должны убрать с улиц чадящие автобусы и грузовики, перейти на более чистые марки бензина. И потом, гибнут только единичные растения.

Похоже, количество деревьев, посаженных и не прижившихся в Петербурге, в последние годы никто не считал. По словам заместителя главы комитета Виктора Шабнова, нормативы на приживаемость деревьев разрабатывались еще в советское время и составляют 10 процентов от высадки. С тех пор число автомобилей на улицах Петербурга увеличилось в десятки раз. Значит, и количество зеленых насаждений тоже должно заметно увеличиться. Но, вопреки законам логики, деревьев и крупных зеленых зон, которые хоть как-то могли бы спасти положение, в северной столице стало значительно меньше. Можно вспомнить, например, историю многострадального Удельного парка. За последние несколько лет его площадь сократилась почти на треть – с 151 до 112 гектаров! На территории, где раньше росли деревья, появляются торгово-развлекательные комплексы, автозаправки и прочие объекты, отнюдь не способствующие улучшению экологической ситуации в Петербурге.

А ведь Приморский район наряду с Курортным петербургские экологи считают одним из самых благополучных. По их словам, значительно хуже дела обстоят в Центральном, Адмиралтейском, Петроградском, Василеостровском, Фрунзенском и Красногвардейском районах. Виноваты не только сильная загазованность воздуха, высокая концентрация вредных веществ и остатки реагентов, которыми зимой поливают трассы, но и совершенно неправильный подход к самому процессу высадки.

– Можно объявить мораторий на вырубку любых зеленых зон, будь то сквер, сад, парк или двор, – высказал свою точку зрения депутат Законодательного собрания Петербурга Алексей Ковалев. – Я бы проголосовал за него. Но только этой мерой проблему не решить. Вот в Москве, например, все деревья и кусты учтены, решение по их ликвидации или организации новых парков принимается коллегиально. Хорошо бы перенять этот опыт.

Пока же наши чиновники не спешат проводить «зеленую инвентаризацию». Это понятно – в подобном случае за каждое дерево кому-то придется отвечать, а осваивать год за годом бюджет, ссылаясь на необходимость высадить еще десяток-другой тысяч растений, станет гораздо сложнее.

 

Эта страница использует технологию cookies для google analytics.