На Фонтанке играют в Италию

Под занавес сезона Молодежный театр порадовал петербуржцев премьерой спектакля «Семья Сориано, или Итальянская комедия», поставленного Семеном Спиваком по пьесе Эдуардо де Филиппо «Филумена Мартурано»

Под занавес сезона Молодежный театр порадовал петербуржцев премьерой спектакля «Семья Сориано, или Итальянская комедия», поставленного Семеном Спиваком по пьесе Эдуардо де Филиппо «Филумена Мартурано».

Казалось бы, словосочетание «семейные ценности» давно и прочно укрепилось в общественном сознании (сменив советские штампы о «светлом будущем», «общественно-полезном труде», «коллективизме» и пр.), приобретая со временем неприятный привкус банальности. Ну кто, скажите на милость, будет спорить, что жениться – хорошо, рожать детей – прекрасно, а если еще и раз в неделю звонить родителям, заботиться о братьях и сестрах, дарить подарки племянникам на праздники?! О семье как незыблемой категории, вечной и непреходящей, толкуют нам все – от школьных учителей до голливудских звезд. Но вот парадокс: не обязательно даже включать телевизор, где непременно наткнешься на ток-шоу об абортах, педофилах, издевательствах над стариками, домашних скандалах и бытовом садизме – или, к примеру, на жутковатую социальную рекламу («Откажись от насилия!»)… достаточно заглянуть в ближайший супермаркет, и собственными глазами увидишь, как здоровенный детина с пивным пузом рявкает у кассы на молодую маму с ребенком – куда, мол, лезешь без очереди? И сразу ясно: что-то не то… Неблагополучно. Нехорошо.

Режиссер Семен Спивак – человек удивительный: играющий и переживающий, неподдельно обеспокоенный тем, что происходит в социуме, он никогда при этом не боялся показаться старомодным, даже сентиментальным; а театр его (и это признают все, включая недоброжелателей) всегда подкупал неподдельной искренностью. При этом все то, что рождается на сценах (ныне большой и малой) в Измайловском саду, имеет прежде всего театральный, а потом уж идеологический и социальный смыслы. Но никто не возразит: «Молодежка» – коллектив в самом хорошем смысле слова зрительский (что вовсе не означает заигрывания с публикой или голой конъюнктуры). А ставшие несомненными хитами «Касатка», «Священные чудовища» и «Три сестры» – лучшее подтверждение тому, что пресловутые ценности для художественного руководителя этого «театра-дома» – не пустой звук, а очевидная генеральная линия художественной политики.

Велик соблазн, размышляя о недавней премьере, начать с блестящих актерских работ – в первую очередь Натальи Сурковой (Филумена). Эта роль, явно выстраданная, продуманная и глубоко прожитая, тщательно отделанная и эмоционально наполненная, заслуживает отдельного театроведческого анализа: героиня, которую рисует актриса, меньше всего «итальянская дива», никакая не Софи Лорен из «Брака по-итальянски», инопланетно-прекрасное, априори исключительное существо вне быта и конкретики. Филумена Сурковой красива чарующей русской красотой – некрасовской, жаркой. Такая трактовка близка и понятна чуть ли не каждой сидящей в зале женщине; пластика, темперамент, даже размашистые «неаполитанские» жесты (пьеса обязывает!), интонации, даже домашний халат – все вызывает живую симпатию и теплое ощущение узнавания. Но спектакль называется «Семья Сориано», и это принципиально. Перед нами в течение трех с половиной часов (к слову, пролетающих незаметно) разворачивается история о том, как очень разные представители нескольких очень разных поколений (старшее – слуги, среднее – главная героиня и ее муж, младшее – сыновья и даже юная служанка) приходят к простой и понятной мысли: «Дети есть дети». Если и есть что-то важное в этой жизни, то это дом. С бельем, развешанным на веревках, трансляцией футбольного матча, чистыми полотенцами и успокоительным в стаканчике; с тарелками и пледами, перепалками и взаимными упреками. Подлинное – в этом, преходящее – с юной и прелестной любовницей (очаровательная Юлия Шубарева) в эротичном костюме медсестры. В семье – нормальная жизнь, и нормально, когда умный, ироничный, тонко чувствующий мужчина (Доменико Сориано – Сергей Барковский) в конце концов понимает это. Музыкальный этюд под условным названием «Очей прекрасных огонь я обожаю…» – и есть спонтанный миг прозрения; и для героя, и для зрителя, когда отец и сыновья в буквальном смысле «спелись». Как же много времени для этого понадобилось…

Художник Николай Слободяник возвел на сцене «карточный домик» шаткого семейного благополучия Филумены – ширмы, затянутые крапом, означающие стены, «украшенные» пустыми рамками (где фотографии предков?.. где домашний альбом?), а также крышу, подобно птичке-галочке, спускающуюся откуда-то с колосников, когда надежда героини обрести счастье вдруг приобретает реальные очертания. На заднике – огромное изображение Колизея, продублированное маленькой репродукцией над барной стойкой справа. Почему Рим? Наверное, потому, что с нами играют «в Италию», а не разыгрывают Италию. Возможно, потому, что «все пути ведут в Рим». И пусть финал дает основания для упреков в излишнем пафосе (кто увидит – поймет без слов), все же ясно: точка соприкосновения у Молодежного театра с сегодняшним залом есть и народная тропа сюда еще очень долго не зарастет. Дети есть дети.

 

Эта страница использует технологию cookies для google analytics.