Арктику Архангельск не упустит
Самый молодой российский университет уверенно осваивает самую сложную российскую территорию
Самый молодой российский университет уверенно осваивает самую сложную российскую территорию
Всего год назад в Архангельске был учрежден Северный (Арктический) федеральный университет (С(А)ФУ). Он был организован не на пустом месте: его базой стал Архангельский государственный технический университет, который передал новому вузу свое здание в центре города. И занимается С(А)ФУ исключительно проблемами федерального уровня. Причем за столь короткий срок вуз уже достиг многого. В С(А)ФУ открылись новейшие научные и учебные центры, не имеющие себе равных в России, успешно налаживаются равноправные связи с университетами западных стран. Не всех – только тех, которые имеют арктические территории. Ведь С(А)ФУ прежде всего ориентирован на исследование и освоение Арктики, которая переживала длительный период запустения.
Сейчас на всех уровнях, начиная с самого высокого, заговорили о недооценке роли Арктики в жизни не только северных стран, но и всей планеты. А России, имеющей столь значительные высокоширотные территории, просто глупо остаться в стороне от очередного этапа освоения Арктики. Причем освоение должно быть уже высокотехнологичным – кайло, лопата и ватник не сделают нашу страну конкурентоспособной.Чтобы в полную силу вновь заработал Северный морской путь, его нужно обеспечить специалистами, специалистам нужны поселки с развитой инфраструктурой, им нужен транспорт – весь комплекс этих проблем постарается учесть С(А)ФУ, готовя нужные кадры, разрабатывая необходимые программы и технологии. По словам ректора университета Елены Кудряшовой, акцент на развитие университета в качестве ведущего научного и образовательного полярного центра на севере России соответствует глобальной государственной задаче усиления геополитических позиций в Арктике. Университету было присвоено имя Михаила Васильевича Ломоносова, так что это второй университет в стране, носящий это имя, первый – Московский, основанный Ломоносовым.С(А)ФУ, как следует из его названия, финансируется напрямую из федерального центра, поэтому может показаться, что денег здесь куры не клюют. Да, за год в вуз вложено очень много, но и отдача пошла практически немедленная. Кстати, Елена Кудряшова подчеркивает, что она и вся ее команда – люди, которые не строят несбыточных планов, но поставленные задачи решают достаточно последовательно и упорно.В июне в университете открылось несколько научных центров. Работа каждого из них приносит серьезную пользу не только С(А)ФУ и российской науке, но и мировой науке в целом, ибо изучение Арктики в условиях глобальных климатических исследований очень актуально.Правда, по словам профессора Юрия Варфоломеева, проректора по инновационному развитию С(А)ФУ, назвать все происходящее в Арктике следствием глобального потепления – ненаучно:– Мы не можем сейчас дать однозначного ответа, что происходит с климатом. Вернее всего было назвать этот процесс глобальной дестабилизацией, ибо и за потепление, и за похолодание одновременно выступает слишком много факторов наблюдений. Очевидно одно: Арктика, недаром называемая «кухней погоды», требует сегодня как нельзя более пристального внимания и изучения. Возможно, наши постоянные наблюдения позволят вывести какие-то закономерности в высокоширотных процессах и помогут в конечном итоге помочь человечеству выжить в изменяющихся условиях. Но наблюдать дедовскими методами нелепо, поэтому мы закупаем новейшее оборудование, учим сотрудников и студентов с ним обращаться, выращиваем собственные кадры.В университете открылось несколько научных центров. Среди них, пожалуй, самые интересные – космического мониторинга, коллективного пользования научным оборудованием «Арктика» и исследования лесов. По утверждению Елены Кудряшовой, в России центры подобного уровня есть только в Москве и Петербурге.
Пожары не останутся незамеченнымиЦентр исследования лесов крайне важен для российского Севера. На такой огромной территории, как Архангельская область, лесами покрыта колоссальная площадь, но следить за ними можно только со спутника, поскольку дорог там никогда не было. Когда в тайге возникают пожары – как по халатности человека, так и по природным причинам, – не всегда даже удается сразу определить, где именно горит, поскольку маленькому самолету или вертолету, обслуживающему лесное ведомство, просто не хватит горючего на облет такой территории. Поэтому в С(А)ФУ сейчас разрабатывается программа восстановления заброшенных и модернизации эксплуатируемых аэродромов, пригодных для такой авиации.
Разумеется, программа будет рассчитана не только на Архангельскую область – она пригодится и в других северных субъектах со сходными проблемами. Кстати, именно существование полузаброшенного аэродрома у поселка Ижма в Коми спасло Ту-154, совершивший там аварийную посадку в прошлом году. Так что поддерживать сельские аэродромы в рабочем состоянии нужно не только для борьбы с лесными пожарами – это, по словам Юрия Варфоломеева, уже спасло не одну сотню жизней, ибо на заброшенные полосы порой вынужденно садились и самолеты вахтовиков.
Бумага будет крепче сталиЦентр «Арктика» – очень важное подразделение С(А)ФУ. Для него выделено особое помещение недалеко от главного корпуса, и работа, по словам директора центра Дмитрия Косякова, немного сдерживается только отсутствием оборудования. Вернее, оно уже есть, просто еще не смонтировано в лабораториях и не запущено, ведь это процесс достаточно длительный и тонкий. В тех отделах, где аппаратура уже работает, решаются очень сложные задачи. Например, как сделать бумагу, которая будет… прочнее стали. Оказывается, если бумагу реструктурировать, ее прочность повысится многократно. Сначала этого добиваются в лабораторных условиях, затем, если будет достигнут устойчивый эффект, – то в промышленных. Возможно, «стальная бумага» в будущем будет дешевле стального листа.
Заказы центр «Арктика» получает и от других научных центров, и от промышленности, в частности, два огромных архангельских ЦБК дают центру работу: исследовать стоки, выхлопы, химический состав бумаги. Очень любопытную, хотя и довольно опасную работу подкидывает ученым космодром Плесецк. Дело в том, что нижняя ступень ракеты с остатками топлива – гептила – падает в Мезенском районе области, а учитывая количество запусков, можно предположить, что вся тамошняя земля просто нашпигована ракетным металлом.
Кстати, это космическое железо» очень нравится местным жителям – из него получаются великолепные лодки, но вот гептил представляет собой страшный яд. Экспедиции центра, находившие места падения ракет, должны были определить: объявлять это зоной экологической катастрофы или нет. Выяснилось, однако, что распространение яда прекрасно сдерживается кислой торфяной почвой: в воронке заражение страшное, а в нескольких метрах от нее все пробы дают отсутствие гептила и его составляющих.
тем временем… В устье Северной Двины более 70 лет строят корабли
Северный арктический федеральный университет имеет прямое отношение к «Севмашу», поскольку готовит инженерные кадры для крупнейшей российской верфи. Конечно, дипломированные судостроители получают образование в профильных вузах, но «Севмаш» настолько велик, что здесь нужны инженеры многих специальностей, и вот они-то выращиваются уже в С(А)ФУ.
Крупнейший судостроительный комплекс России находится в 35 километрах от Архангельска – там, где Северная Двина впадает в Белое море. Вокруг знаменитого предприятия «Севмаш» вырос город Северодвинск, почти все население которого когда-то работало на этой колоссальной верфи. В 1936 году на этот болотистый берег пришли первые строители, а в 1939 году в первом цеху был заложен первый корабль. Привыкать к работе в здешних суровых условиях пришлось уже во время войны: завод и строил корабли, и ремонтировал их, в том числе суда союзников, приходивших в Архангельск с конвоями.
Конечно, «Севмаш» позиционировался прежде всего как оборонное предприятие – сотни кораблей, в том числе подводных, для нашего военно-морского флота сошли со стапелей северодвинских цехов. Здесь родилась первая советская атомная подводная лодка, годы спустя здесь же – первая в мире атомная субмарина с титановым корпусом. Сегодня только «Севмаш» выпускает атомные подводные лодки для флота страны.
В середине 70-х годов предприятие полностью реконструировали. Разумеется, остались кое-где старые корпуса из характерного для конца 30-х годов неровного кирпича, но там находится вспомогательные службы. И внешний вид старейшего цеха, который до сих пор сохранил советскую довоенную атрибутику, обманчив: внутри давно стоит современное оборудование.
Развал страны и последующие кризисы нанесли сильный удар по «Севмашу», жизнь на котором порой едва теплилась. Но завод выжил и сохранил оборонные заказы, пусть и в несравнимо меньшем объеме. Сохранились связи с иностранными заказчиками – в частности, с Индией. Сейчас для индийского военного флота «Севмаш» модернизирует авианосец «Викрамадитья». У этого судна довольно скорбная судьба: его начали строить в Николаеве в 1978 году, он вошел в состав флота спустя 9 лет под именем «Баку», но через 3 года переименован в «Адмирал Горшков». С 1992 года в море не выходил. Сейчас, проданный Индии, он проходит тотальную модернизацию или, как сказали бы индуисты, реинкарнацию.
Появилось гражданское судостроение: таких судов с 1990 года построено больше сотни. Последнее «мирное» детище «Севмаша» было беспрецедентным: морская ледостойкая стационарная платформа «Приразломная», выполненная по заказу «Газпрома». Это колоссальное сооружение отправили в Мурманск недостроенным – не потому, что на заводе не могли это сделать, а исключительно из-за его величины и осадки: будучи полностью законченным, оно просто не смогло бы преодолеть мелководье Белого моря.