Победителей определял компьютер
На ХIV Международном конкурсе имени П.И. Чайковского финалистов вычислили по формуле
На ХIV Международном конкурсе имени П.И. Чайковского финалистов вычислили по формуле
Международный конкурс, впервые за полтора десятилетия существования разделенный, разрезанный меж двух столиц, близится к завершению. В Петербурге, в Большом зале Филармонии, уже третий день идут финальные прослушивания III тура, с оркестром. У вокалистов III тур пройдет сегодня в Концертном зале Мариинского театра, в один вечер: аккомпанирует оркестр театра, дирижирует Михаил Татарников.
Вчера и сегодня вовсю шли репетиции. А накануне вечером, после утомительных прослушиваний II тура – на нем за два дня выступило 20 человек, – объявили результаты. И, надо признаться, оглашение списка финалистов вызвало оторопь: там оказались имена, которые, по моим представлениям, никак не могли там значиться. И наоборот: явные претенденты на призовые места слетели с конкурсной гонки. Почему так произошло – бог весть.
Как и положено по условиям конкурса, представительное жюри отобрало 8 певцов в основной конкурс. Еще четверым достались спецпризы жюри. В финал прошли: Ангелина Никитченко (Россия), Сун Янг Сео (Корея), Елена Гусева (Россия), Нан Юн Джунг (Корея), Энхтайван Чимэд (Монголия), Алексей Татаринцев (Россия), Чжонмин Парк (Корея), Энхбат Амартувшин (Монголия). Специальные призы жюри получили: Оксана Давыденко (Казахстан), Ольга Пудова (Россия), Дмитрий Демидчик (Белоруссия), Геворг Григорян (Россия).
Конечно, вызывает крайнее удивление, почему в основной конкурс не прошла Ольга Пудова, спевшая программу II тура с таким блеском и драйвом, что зал устроил ей шумную и длительную овацию. И почему не прошел на III тур замечательный казахский баритон Азамат Желтыргузов? Почему яркая Оксана Давыденко удостоилась лишь спецприза, а Ангелина Никитченко, напротив, попала в основной список?
Вопросы, вопросы… Впрочем, они всегда возникают на конкурсах. Всегда найдутся обиженные и недовольные, считающие, что судили неправильно, несправедливо. Однако на нынешнем конкурсе Чайковского постарались максимально исключить предвзятые решения. Впервые жюри работает без председателя: это значит, что ни у кого нет дополнительного второго голоса. Обсуждения не проводятся: каждый из членов жюри выставляет свои баллы, потом эти баллы суммируются, а специальная математическая формула «ужимает» заметно отличающиеся от среднего балла индивидуальные оценки. Если оценка неприлично завышена – компьютер «сжимает» ее на 20 процентов. Если занижена – наоборот, формула «раздувает» оценку на те же 20 процентов.
Однако эти ухищрения все же не спасли конкурс от явных ошибок. Например, все вокруг только и говорят о том, что самый яркий и талантливый скрипач, петербуржец Баранов, не прошел на третий тур. Очевидно, в искусстве формулами не обойдешься: многое решает личный вкус членов жюри, их понимание того, что есть культура исполнительства, что важнее в сольном пении – крепкие, сильные, стенобитные голоса или чувство стиля и понимание исполняемой музыки.
Если же попытаться выявить генеральные тенденции, проявившиеся на состязании вокалистов, то нынешний конкурс, можно сказать, проходит под лозунгом «Азия, вперед!». В финале оказались три певца из Кореи и два из Монголии. А теперь вспомним состав участников I тура: 22 россиянина, 3 монгола и 3 корейца. Получается, у корейцев – стопроцентное попадание на третий тур. И ведь все справедливо: действительно, все трое выступили очень хорошо. Например, Чжонмин Парк покорил умным, осмысленным исполнением Шуберта. Да и в целом программу провел взвешенно, сосредоточенно, с ясной артикуляцией, красивым звуком. Хороша была и нежнейшая Нан Юн Джунг – чудесная красавица с лирическим мягким сопрано: она трогательно спела «Гретхен за прялкой» Шуберта и Вальс Джульетты из оперы Гуно.
Достоинство нашей школы в финале поддержит статная Елена Гусева: у девушки есть и характер, и артистизм, и умение вживаться в образ, проживать то, о чем поется, причем безо всякого жеманства и нарочитости. Ей присуще редкое свойство быть естественной на сцене и петь естественно. Так что вечер в Концертном зале обещает качественные музыкальные впечатления; ну и интрига там, само собой, будет: кто окажется победителем?
прямая речьЕлена Образцова, член жюри:
– На втором туре для меня было много откровений. Те, кто мне не очень понравился на первом туре, сегодня открылись с неожиданной стороны и спели замечательно. Это приятно.
Конечно, уровень конкурсантов, даже на втором туре, очень различен. Музыкального человека сразу видно, но иногда ему не хватает технической оснащенности. А бывает и наоборот: выходит певец, все у него получается, а поет неинтересно, нет у него глубинного понимания музыки. Поэтому у нас в жюри – большой разброс мнений, всем нравится разное. Например, иностранцам больше нравятся лирические, более собранные, хорошо обработанные голоса и музыкальное, стильное исполнение. Наши предпочитают большие, сильные голоса и страстное, темпераментное исполнение. Тут сказывается разница менталитетов, но в целом результат выводится по баллам, так что споров у нас почти не бывает.
Мне не очень нравится то, что конкурс разделили на два города: мне кажется, он развалился. Мы должны учитывать и интересы публики: многие приезжают из других городов в Москву, чтобы послушать конкурсантов, и не могут услышать все специальности, потому что конкурсы вокалистов и скрипачей проводятся в Петербурге. Нет на конкурсе такого ажиотажа, сумасшествия, как бывало раньше. И внимания к нему меньше, чем раньше, это обидно.
Ильдар Абдразаков, член жюри:
– Мне не все показалось бесспорным в результатах второго тура. Но что поделаешь, конкурс – это конкурс, и на нем случается всякое.
Я не очень вникал в то, как работает математическая формула и как именно высчитывает баллы компьютер, определяя финалистов. Мы просто сдаем баллы, остальное делает компьютер. А раньше баллы просто подсчитывались: кто больше набрал – тот и прошел на третий тур.
Для меня работа в жюри – это новый опыт, я новичок в этом деле. Поэтому я смотрю и учусь у старших коллег: смотрю, как реагирует Рената Скотто, как она слушает: если человек ей нравится, то она слушает внимательно, если нет – начинает копаться в сумочке, голову опускает, что-то пишет.
У каждого из нас есть, конечно, свое мнение по поводу каждого конкурсанта: никого переубедить нельзя, поэтому мы и не спорим практически. У Ольги (Бородиной) может быть свое мнение, у меня – свое: это не повод для скандала.
Меня немного удивляет состав конкурсантов: почему-то на конкурс приехало очень мало иностранцев. Не знаю, с чем это связано: может быть, за прошедшие 90-е – нулевые годы упал престиж конкурса. а может быть, иностранцы не верят в объективность жюри? Конкурс получился почти что российским: всего 5–6 человек приехали иностранцев, из Европы – почти никого нет.
Ольга Бородина, член жюри:
– Научиться – можно, научить пению – нельзя. Нужно очень сильное желание петь и, конечно, уверенность в себе. Когда я не уверена, я не выхожу петь. К сожалению, наши молодые певцы очень часто плохо подготовлены: и это не только их проблема, это проблема нашей вокальной школы. Посмотрите, кто у нас преподает вокал. Зачастую – певцы, которые сами петь не умеют. Я считаю, чтобы выправить положение, нужно приглашать педагогов-иностранцев. Чтобы они приезжали сюда и корректировали стиль.
Причем я предпочитаю итальянскую школу: немецкая хороша только для исполнения немецкой музыки.
А что происходит сегодня? Российские певцы выходят на эстраду абсолютно уверенные в том, что поют хорошо. Они даже не спрашивают ничьего мнения, думают, что они звезды: ни скромности, ни сдержанности. Это такое поколение: никто не хочет трудиться, нарабатывать мастерство, но все хотят всего и сразу: денег, славы. И это – глобальная проблема, она относится не только к области вокала. У всех одно и то же на уме: «побольше денег и поменьше работы».
Конкурс позиционирует себя как международный: главный человек на конкурсе – Эдвард Радзинский, американец. Так почему же он не озаботился пригласить на конкурс западных певцов? Почему конкурс получился таким локальным? Вот вопросы, на которые я не знаю ответов.