Солярка тысячами тонн уходит налево
Военные следователи проигрывают войну топливной мафии Балтийска
Военные следователи проигрывают войну топливной мафии Балтийска
Прокуратура Балтийского гарнизона бьет тревогу – на кораблях Балтийского флота топливом торгуют гораздо активнее, чем на сырьевых биржах. А возбужденные по фактам хищений дела заканчиваются условными приговорами и скорее поощряют дальнейшее воровство, чем его пресекают.
В Балтийске, городе военных моряков, уже который год самым востребованным остается автотранспорт на дизельном топливе. Но на местных заправках солярка практически не пользуется спросом. Противоречие это объясняется просто – хищения топлива с кораблей достигли астрономических масштабов, поэтому людям не составляет труда купить краденую солярку, причем зачастую по бросовым ценам.
– Прогоняешь корабельное дизтопливо через сепаратор, и оно как самогон становится чистым от всякого хлама, хоть сейчас в бак заливай, – пояснил корреспонденту «НВ» секрет нехитрой технологии Виталий Абрамов (имя и фамилия изменены).
Виталий служит механиком на судне гражданского обеспечения уже не первый год. Утверждает, что сам не ворует и подчиненным не дает. Разве что в качестве поощрения разрешает особо отличившимся членам экипажа раз в неделю бесплатно заправлять свои иномарки. Хотя вокруг дизтопливом торгуют с размахом.
– Практически на любом корыте, где есть дизельные двигатели, идет сбыт, – рассказал механик. – Суть проста: на корабле или судне, даже стоящем на причале, регулярно гоняют дизеля. Записал в судовом журнале, что механизмы работали на 15 минут больше – уже экономия топлива. А в море так вообще лафа. Фиксируешь, что идешь при большом волнении или против ветра, сразу же коэффициенты, повышающие расход солярки, учитываешь, хотя никакого ветра нет и в помине. В общем, через некоторое время, судя по журналу, на борту ни капли топлива, а на самом деле есть и с избытком.
Далее вокруг сэкономленного дизеля включаются рыночные механизмы. Как писал классик, спрос определяет предложение. Кто-то из членов экипажа рискует попасться на мелочи, продавая углеводороды в розницу – в баки своих знакомых. Иные же предпочитают масштабную торговлю. Мелкие партии сбываются по 14–15 рублей за литр, в крупном опте цена может упасть аж до 3–4 целковых.
В июне завершился очередной процесс над членами антипиратского похода с танкера «Олекма», механики которого были пойманы с поличным на реализации 187 тонн горючего.
Во время боевой службы в Аденском заливе механики Иван Бабкин и Алексей Сергеев умудрились сэкономить почти 550 тонн горючего на общую сумму 8,57 миллиона рублей. Желающих купить востребованный товар искать долго не пришлось. Ведь Балтийск – город небольшой. Все друг друга знают. Знают и предпринимателей, которые официально занимаются розничной торговлей или переработкой янтаря, но для каких-то непонятных целей имеют в своем подворье новенькие бензовозы.
«24 декабря прошлого года, – как явствует из показаний Алексея Сергеева, – на мобильник поступило очередное предложение от проверенного клиента: реализовать 15 тонн топлива по 3 рубля за литр».
Предложение всех устроило, договорились, что вечером новенький бензовоз подъедет к причалу, где базировался танкер. Во время перекачки дизтоплива, в общем совсем не вовремя, на причале появились сотрудники ФСБ.
– Задержание было громким, однако стоит заметить, что большинству участников массового воровства в очередной раз удалось избежать ответственности, – пояснил корреспонденту «НВ» оперативник особого отдела. – Например, шофер заявил, что его просто наняли на один рейс за 2 тысячи рублей и он не знал о криминальной подоплеке поездки. Еще более интересную версию рассказал на следствии депутат местного районного совета Александр Фомин, который просто мимо проходил и сел в кабину переговорить с шофером. Кстати, каждому из фигурантов их алиби разрабатывали весьма дорогостоящие адвокаты. К тому же их крышуют бывшие работники прокуратуры. В общем, классический пример «коза ностра». Что удивляться – деньги у этой братии есть. Ведь они с одной машины имеют от 5 до 7 тысяч долларов...
Тогда, в декабре, добычей правоохранительных органов стало несколько сотен тонн топлива и новенький тягач-автозаправщик «вольво». До суда в качестве обвиняемых дошли только два механика «Олекмы», словно морские волки не только воровали топливо, но и сами себе его продавали. При этом тайно, так как ни командир танкера, ни другие члены экипажа даже не подозревали, зачем к причалу регулярно подъезжают топливозаправщики, в которые сливается солярка.
Балтийский гарнизонный суд в очередной раз подтвердил свою гуманность и наградил двух обвиняемых, так и не вспомнивших своих подельников, условными сроками и штрафом в 4000 рублей. Наказание – как стимул для дальнейшего разворовывания стратегических запасов. Ведь для сравнения на украденном только по этому делу топливе флагман Балтийского флота эсминец «Настойчивый» мог спокойно барражировать у сомалийского берега почти десять дней.
– Преступлению способствовал целый ряд странных обстоятельств, – констатировали в прокуратуре БФ. – Странно, что капитан танкера не догадывался, что возвращается из похода с полными цистернами, а ведь судно проходило таможенный контроль. Удивительно, что никто не видел, куда улетучилось другое топливо. В общем, много странностей, которые проще всего объяснить сговором.
И пока военные оперативники и следователи, несмотря на регулярно возбуждаемые уголовные дела, откровенно проигрывают войны топливной мафии. Каналы сбыта являются даже для непосвященных секретом Полишинеля, но организаторов бойкой торговли никто не трогает. Поэтому Балтийск еще долгое время останется городом с самым большим количеством дизельных авто на душу населения в стране. А может, и во всем мире.