По инвестициям – последние в стране…

Объем капиталовложений на Северо-Западе стремительно сокращается – по этому показателю СЗФО оказался худшим округом в России

Объем капиталовложений на Северо-Западе стремительно сокращается – по этому показателю СЗФО оказался худшим округом в России

В Северо-Западном федеральном округе, согласно отчету полпредства, по-прежнему заметны последствия экономического кризиса. И строить стали меньше, и производство растет вяло, и инфляция… Но самое печальное – инвесторы продолжают чувствовать себя в округе неуютно и свои предпринимательские таланты по возможности стараются применять на других территориях страны. Об этом шла речь на заседании Совета при полномочном представителе президента РФ в СЗФО.

Как уже писало «НВ», при полпредстве в СЗФО (как и при всех полпредствах) создается институт региональных уполномоченных по инвестициям. Этот институт, возглавляемый заместителем полпреда Сергеем Зиминым, уже начал работать. И –  столкнулся с массой проблем. Не сказать, чтобы они были неожиданными, но их количество и трудность их решения наводят на печальные мысли. В ходе последнего заседания Сергей Зимин рассказал, чего не хватает региональной инвестиционной политике, и предложил меры по ее оздоровлению.

– Объем инвестиций в нашем округе падает, – отметил Сергей Зимин. – У нас худшие показатели по стране, и даже героические усилия правительства Карелии, где начали хорошо работать с инвесторами, общей плачевной картины не меняют.

Инвест-институты в нашей стране были созданы не от хорошей жизни. Правительство констатировало, что с таким подходом, который установился по отношению к инвесторам, нашей экономике обеспечена стагнация. Отчего же предприниматели не спешат вкладываться в развитие промышленности, торговли, сферы услуг?

Илья Клебанов считает, что причин здесь несколько:

– Та маркетинговая политика, которая проводится в субъектах округа, очень слаба и неразвита – регион не знает, какие предприятия в каких отраслях будут востребованы. Нет квалифицированной рабочей силы, нет инфраструктуры. Допустим, у кого-то есть желание построить высокотехнологичное предприятие, которое принесет доход и инвестору, и региону. Но нет дорог, нет инженерных сетей, нет персонала. Самое же главное: у нас колоссальные административные барьеры. Предприниматель должен пройти столько согласований, а потом выдержать столько комиссий и проверок, что в определенный момент ему уже проще отказаться от дела, нежели тащить эту лямку.

Как, в свою очередь, считает Сергей Зимин, бороться надо прежде всего именно с этими административными барьерами – бороться на различных уровнях, начиная с федерального. Ведь сегодня каждый из барьеров фактически защищен подзаконными актами, принятыми, по словам заместителя полпреда, в пользу различных ведомств и органов власти. По каждому случаю создания таких препон институт инвестиционных уполномоченных будет проводить экспертизу, которая потом будет передана в Министерство юстиции, – с тем чтобы подзаконные акты были изменены на федеральном уровне как противоречащие потребностям экономического развития страны.

Таким образом, главная задача института инвестиционных уполномоченных – создать нормативно-правовую базу, скоординировав деятельность Министерства экономического развития и Министерства юстиции. И эта база, по идее, должна уже автоматически работать в пользу инвестора, а не обслуживать интересы местной власти и представителей различных федеральных органов.

Хотя, как  показывает практика, изменить закон и отменить инструкцию – мало: важно, чтобы новые нормативы вступили в силу и заработали без появления новых барьеров в новых местах. Например, отсутствие внятной градостроительной документации очевидно сдерживает инвестиционную деятельность, так как усложняет процедуры получения и оформления земельных участков.

С другой стороны, упрощение одной только этой процедуры может не помочь. Начальник отдела привлечения и сопровождения инвестиций Департамента инвестиционной политики и частно-государственного партнерства Минэкономразвития Игорь Коваль с явным удовольствием сообщил на заседании, что правительство Москвы упростило процедуру с земельными участками для капитального строительства – требуется уже не 54, а всего 18 согласований.

На что Илья Клебанов иронично заметил:

– Каждый город может изобретать у себя что угодно, но пока требования не будут закреплены на федеральном уровне, это не будет являться законом для чиновников. Какая ответственность предусмотрена за нарушение этих требований сейчас? Да никакая. Нас, чиновников, только законом можно дисциплинировать.

Или взять пресловутые общественные слушания, которые выступают зачастую еще одним административным барьером на пути инвестора, нежели реальной заботой о населении с учетом его мнения. Причем кроме административных барьеров и недостаточности инженерных коммуникаций есть проблемы и в готовности местных властей принять эти инвестиции. И здесь многое упирается не в законотворчество, а в психологию.

– Чиновники привыкли все проверять и контролировать, ибо каждая проверка приносит им неплохой доход, – подчеркнул Илья Клебанов. – Но мы должны найти методы переломить эту негативную тенденцию.

 

Эта страница использует технологию cookies для google analytics.