Калининград – оазис для автомафии?

В янтарном крае разваливается уголовное дело против сотрудников ГИБДД, уличенных в легализации угнанных дорогих иномарок

В янтарном крае разваливается уголовное дело против сотрудников ГИБДД, уличенных в легализации угнанных дорогих иномарок

В МВД России отчитались об ударной борьбе с угонщиками автомобилей, но некоторые из приведенных в докладе примеров заставляют усомниться в достигнутых успехах.

По заявлению начальника Главного управления собственной безопасности МВД генерал-лейтенанта милиции Юрия Драгунцова, его подчиненным удалось установить и обезвредить 30 организованных преступных группировок, специализировавшихся на кражах и угонах машин. Причем в 12 из них входили сотрудники органов внутренних дел. В качестве примера успешной операции ответственный чин рассказал о том, как в Калининградской области недобросовестные сотрудники ГИБДД легализовали более двух десятков угнанных престижных и дорогих автомобилей. Вот только генерал-лейтенант не уточнил, что это уголовное дело уже несколько месяцев приостановлено и просто пылится на полке…

Разоблачение преступного синдиката началось в 2008 году, когда в Калининграде как по мановению волшебной палочки просто сериями стали появляться крутые и навороченные тачки. Абсолютно законные и совершенно легальные, не числящиеся ни в каком розыске. Учитывая, что владельцами новеньких иномарок становились известные в области люди, тогда никто и подумать не мог о криминальном происхождении образчиков иностранного автопрома.

В дело вмешался случай, тогда-то и выяснилось, что у калининградских джипов имеются двойники по всей России. Госномера у дорогих иномарок, разумеется, разные, а вот идентификационные, выбитые заводским способом – на шасси, на раме кузова и на двигателе, – одинаковые. Феномен заинтересовал правоохранительные органы. Сыскари пробили по базам, выяснилось, что одинаковые джипы одновременно рассекали по бездорожью страны за тысячи километров друг от друга. Долго искать разгадки необъяснимому не пришлось.

– За один месяц мы задержали 11 подозрительных машин, – рассказал корреспонденту «НВ» высокопоставленный офицер регионального УВД. – «Лексусы», «ленд крузеры» и даже «инфинити». Хорошенько просветили номера – так называемый заводской VIN. Выяснилось, что все это делала частная лавочка, хорошо, профессионально, но тем не менее – частная контора перебивала. Стали выяснять и установили: все машины пригнаны в область из одного и того же столичного автосалона «Тойота-центр» на Лосином острове.

Состоятельные владельцы, которые юридически являются добросовестными приобретателями автомобилей-клонов, на допросах демонстрировали образцы наивности. Версии у всех одинаковые и отличались лишь в деталях. Суть такова: узнал от друзей, что в Москве в данном салоне можно купить VIP-тачку со скидкой 50 процентов, и, конечно же, не мог удержаться от соблазна. Тем более что при продаже дилер демонстрировал настоящие документы на машину и подлинный техпаспорт, не вызывающий никаких сомнений. А что стоимость иногда в два, иногда в три раза отличалась от цены производителя, так мы думали, что это же акция.

– О том, что такая наивность деловых и серьезных персон надуманна, всем ясно, но юридически их нельзя обвинить в пособничестве и скупке краденого, – посетовал офицер. – Доходило до смешного. «Ленд Крузер Прадо», угнанный в Подмосковье у знаменитого певца Леонида Агутина, мы находим в нашей области. Его новым владельцем является заместитель прокурора райцентра Светлый, который конечно же, не нашел ничего подозрительного в неестественной дешевизне железного коня. Логика покупавших сомнительные иномарки была понятна: раз связи в правоохранительных органах, значит, любую проблему можно утрясти.

В январе 2009 года надзорные органы янтарного края все-таки возбудили уголовное дело по факту «халатности» в отношении сотрудников областного ГИБДД, допустивших легализацию 26 «левых» автомобилей. Сама по себе статья «Халатность» весьма сложная, чтобы довести дело до обвинения, нужно собрать бесспорные доказательства.

Чуть позже расследование под свой контроль взяло Следственное управление при прокуратуре РФ. Однако спустя год истрепанное дело вернули обратно в региональное УВД.

Сейчас обещавшее быть громким расследование уже приостановлено. У следствия для этого есть железное оправдание: в розыске находится главный фигурант, некий Артур, который и организовал конвейер по продаже автомобилей-клонов. Конечно же, заочно обвиненный уже объявлен в розыск, который, в свою очередь, наверняка когда-нибудь даст результаты. Но пока неуловимый Артур будет благополучно скрываться от следствия, громкое дело обрастет не одним слоем пыли на полке.

– В отношении сотрудников ГИБДД, кажется, вообще закрыты все претензии, – констатировал собеседник корреспондента «НВ». – Помимо рутинных поисков существует еще и отчетность. Ее ни в милиции, ни в полиции никто не отменял. По ней и судят о результатах работы того или иного подразделения.

 

Эта страница использует технологию cookies для google analytics.