Стой, автолюбитель!
Общественный транспорт станет главным на петербургских дорогах, но только к 2025 году
Общественный транспорт станет главным на петербургских дорогах, но только к 2025 году
Вчера в Смольном приняли транспортную стратегию города до 2025 года. В приоритете – общественный транспорт и «безлошадные» граждане. Личные автомобили петербуржцев чиновники решили отодвинуть на задний план, а их владельцев пересадить на автобусы, метро и трамваи. Правда, эксперты в транспортной сфере уже назвали документ «сырым» и «оторванным от реальной жизни».
Как отметил председатель комитета по транспортно-транзитной политике (КТТП) Алексей Бакирей, представлявший стратегию, в ее основу лег опыт крупнейших мировых мегаполисов, в которых транспортные проблемы, схожие с петербургскими, удалось решить. Суть новой программы такова: до 2025 года, как уже писало «НВ», предстоит серьезно расширить сеть метрополитена. По плану в Петербурге появятся 45 новых станций, а общая вместимость вагонов подземки составит почти 500 тысяч человек (сегодня – в полтора раза меньше). Правда, для этого потребуется вкладывать в развитие подземной железной дороги около 30 миллиардов рублей ежегодно, а где их взять – пока неясно. Городской бюджет столь солидную сумму не потянет, а федеральный раскошеливаться не собирается.
Более конкретно сейчас можно говорить о развитии трамвайной сети. В озвученных Алексеем Бакиреем перспективах – появление нескольких новых веток этого вида транспорта. По ним трамваи смогут перемещаться на 30–35 процентов быстрее, чем сегодня. Во многом благодаря тому, что линии сделают выделенными. «Выделенки» – вообще «идея фикс» городских властей. В ближайшие годы в Петербурге вдобавок к существующим должны появиться еще 4 таких полосы.
Озаботились в ведомстве Алексея Бакирея и здоровьем горожан. Так, если автомобилистам не нравится ездить на общественном транспорте, им предложат пересесть на велосипеды. Специальные дорожки планируется построить на обочинах большинства крупных трасс. Тем же, кто ни в какую не желает покидать уютный салон своего авто, предложат заплатить за парковку в центре Петербурга. Впрочем, эта идея обсуждается уже на протяжении десятка лет, но до сих пор до конкретного обсуждения ее плюсов и минусов так и не дошло.
Отдельной строкой в стратегии прописали и возможность проезда через Петербург транзитного транспорта. Как правило, это тяжелые грузовики, создающие на крупных магистралях множество проблем. Для них предлагается строить так называемые «вылетные» трассы, через которые водители фур смогут объехать город, практически не заезжая в него. Впрочем, перед началом строительства КАД об этом тоже говорили, но положительного результата так и не дождались – большегрузы по-прежнему тормозят движение на таких трассах, как Народная улица или улица Салова, провоцируя гигантские пробки.
Реализация задуманных чиновниками перемен потребует значительного увеличения трат на ремонт дорожной сети. Сейчас, как сообщил глава КТТП, в удовлетворительном состоянии находятся всего 44 процента дорог, а к 2025 году эта цифра должна возрасти до 85 процентов. Чтобы сказка стала былью, по словам Алексея Бакирея, крупный мегаполис должен тратить на их развитие около четверти бюджета, в то время как сегодня в Петербурге на эти цели идут только 15 процентов средств.
– Концепция сырая, толком еще ничего не сделано. И, мало того, реализующиеся сегодня проекты ей противоречат, – один из петербургских экспертов в области общественного транспорта с большим скепсисом отнесся к новому документу. – В частности, есть адреса, где сегодня делают капремонт дорог, но выделенные линии для общественного транспорта не делаются. Никаких нормативов по стоянкам для бизнес-центров нет. Впрочем, как и многого другого, что должны утвердить на региональном уровне как стандарт. Чиновники настолько оторваны от жизни, что смотрят на город как на карту, не понимая, что на ней пара сантиметров до станции метро – это полчаса пешком в лучшем случае. В документе также нет ни слова о том, сколько будет стоить проезд как на общественном транспорте, так и на автомобиле – имеется в виду эксплуатация авто с учетом платных парковок и стоимости бензина. Да и увеличение сети метро потянет за собой и рост стоимости проезда. В общем, про финансовую сторону немножко забыли.
Эксперт также отметил, что в документе есть и «умные» фрагменты:
– Безусловно, приоритет надо отдать общественному транспорту! И с автомобилями надо что-то делать, то есть сокращать их количество в центре Петербурга.