В долгу перед сверхспособностями
Корреспондент «НВ» пыталась проникнуть в секту сайентологов и выяснила, что нет предела обещанному дианетикой самосовершенствованию, если у вас есть деньги
Корреспондент «НВ» пыталась проникнуть в секту сайентологов и выяснила, что нет предела обещанному дианетикой самосовершенствованию, если у вас есть деньги30 июня Генеральная прокуратура России признала экстремистскими и запретила еще несколько книг и брошюр американского писателя Рона Хаббарда, основателя псевдонаучной дисциплины под названием сайентология или дианетика. В них обнаружены призывы к борьбе с теми, кто не состоит в сайентологической организации, и явное разжигание розни между адептами дианетики и всем остальным миром. Это уже не первый запрет в отношении произведений Хаббарда – несколько лет назад другие его книги были изъяты из библиотек. Тем не менее центры дианетики по-прежнему продолжают работать во многих странах, включая и Россию. Многие из них закамуфлированы под центры борьбы с наркотиками и другие благотворительные учреждения.
Несколько лет назад они вели себя очень активно. Достаточно было просто пройтись по центру города – и на пути почти всегда попадалась группа улыбающихся молодых людей и девушек с большим листом ватмана и цветными карандашами, на котором они предлагали написать: «Я против наркотиков!» Некоторые, оставив на ватмане свой «автограф», интересовались, какую организацию представляют молодые люди и помогают ли наркоманам как-то еще. И тогда молодые люди с удовольствием начинали рассказывать о том, что они делают еще много других полезных вещей. Например, проводят психологические тесты и по их результатам людям помогают найти свое место в жизни и решить какие-либо проблемы. А происходит все это в «Центре дианетики».
В то время их организация располагалась на одной из центральных улиц Петербурга и привлекала взгляды большой светящейся вывеской: «Сайентология». Возле входа целый день вертелся кто-нибудь из сотрудников центра с пачкой брошюр и останавливал идущих мимо людей, предлагая им зайти внутрь и бесплатно пройти тест на определение качеств своей личности.
Когда я оказалась в центре, там шла оживленная работа. В одном из больших залов сидело множество людей, отвечающих на вопросы тестов, в другом шел просмотр какого-то фильма. Таких как я – новичков – набралось человек десять, и всех нас провели в отдельную комнату, где сначала нам тоже показали «учебный фильм». В нем рассказывалось о вполне известных любому, кто хотя бы поверхностно изучал психологию, вещах. В частности, что человек не забывает полностью ни одного момента из своей жизни – они хранятся у него в подсознании. Однако вывод из этого был сделан неожиданный: все когда-то пережитые события или даже просто случайно услышанные разговоры не только остаются у нас в памяти, но и влияют на наше дальнейшее поведение. Причем особенно это касается тех слов или фраз, которые человек услышал во сне, в нетрезвом состоянии или находясь без сознания. Из-за них, сообщали зрителям создатели фильма, с людьми и происходят все беды.
Под конец фильм, начинавшийся как любопытная научно-популярная передача, стал очень мрачным и в чем-то даже страшным. Атмосфера в нем нагнеталась постепенно, и к финалу зрители, вспомнившие обо всех своих неудачах и неприятностях, были уверены, что виной всему – когда-то где-то услышанные ими «неправильные слова». И сотрудник центра тут же сообщил нашей группе, что именно здесь нам помогут сделать так, чтобы все эти прошлые разговоры перестали влиять на нашу жизнь и мешать добиваться успеха. Надо всего лишь пройти тест на определение сильных и слабых сторон личности, а потом позаниматься на специальных курсах.
Так мы оказались в соседнем зале, где каждому вручили тест, состоящий из двухсот вопросов. Все они касались каких-либо черт характера, привычек, любимых занятий, достоинств или недостатков отвечающего. Были вопросы о том, легко ли тестируемый общается с людьми, сожалеет ли о своих прошлых неудачах, бывает ли у него плохое самочувствие без видимых причин и даже не боится ли он думать о самоубийстве. К концу теста у меня было стойкое ощущение, что я рассказала о себе абсолютно все.
При этом сосредоточиться, отвечая на тест, и хоть немного поразмышлять над вопросами не было никакой возможности. В зале играла громкая музыка, сотрудники центра постоянно ходили вокруг отвечающих, подбадривая их и обещая, что теперь у них начнется новая жизнь и они точно добьются всего, о чем мечтают.
Через несколько дней я поинтересовалась результатом теста. Как и следовало ожидать, он оказался весьма плачевным: очередная улыбающаяся сотрудница сообщила, что мне обязательно нужно пройти хотя бы один «развивающий» курс. В отличие от бесплатного теста, он стоил приличную сумму, а на вопрос, каков будет результат обучения, девушка уклончиво ответила: кроме первой ступени существуют следующие, на которых учащиеся «развиваются» дальше.
О том, что происходит с теми, кто поверил в необходимость «учебы» в центре дианетики, узнать сложно: втянувшиеся в нее люди обычно не рассказывают ничего конкретного. Они только с гордостью сообщают, что с каждым занятием
все больше интеллектуально растут, становятся более способными и скоро полностью разовьют свой интеллект, память и другие качества. Правда, достижение «вершины» все время откладывается, за каждым курсом занятий следует еще один, а потом еще и еще. И стоимость каждого следующего курса при этом возрастает.
– После первого теста мне пообещали не просто успех в жизни, а самые настоящие сверхъестественные способности, – рассказал бывший сайентолог Алексей Кондрашов. – Абсолютную память, сверхвысокий интеллект, умение быстро мыслить, мгновенно принимать правильные решения и просчитывать любую ситуацию на много ходов вперед. А чтобы всего этого достичь, приходилось часами рассказывать о себе другим сайентологам и вести дневник, записывая туда все свои мысли и чувства как можно подробнее. Преподаватели курсов все это читали, придирались к каким-нибудь фразам, объявляли их «неправильными» и заставляли меня снова говорить на эту тему или снова вспоминать мои прошлые неудачи и опять их пересказывать. Кроме того, я должен был распространять листовки, где рассказывалось о дианетике, и приглашения в центры. Долгое время я раздавал приглашения в новый центр, якобы специально созданный для известных людей – политиков, актеров, спортсменов. А потом случайно узнал, что такого центра вообще не существует.
В какой-то момент Алексей заметил одну странность: по словам «учителей», каждый проучившийся в центре дианетики получает множество феноменальных способностей, однако вокруг него нет ни одного человека, который бы ими обладал. Даже руководство центра и те, кто занимался в нем годами, оставались обычными людьми, не сделавшими головокружительной карьеры и не проявлявшими никакой гениальности. Тогда Алексей решил прекратить учебу и выйти из организации. Удерживать его там поначалу не стали, но когда он начал писать в интернете о своих впечатлениях об учебе, оказалось, что его знакомство с сайентологами еще не закончено. Алексею стали угрожать, звонить и писать письма с требованиями перестать критиковать дианетику, а всем жильцам дома приносили листовки с его фотографией и призывами не общаться с ним. Алексея это, впрочем, не остановило: он написал книгу о том, что такое сайентология на самом деле, и продолжает бороться против этой секты.
В настоящее время центры дианетики в России живут несколько скромнее, чем в 90-е годы. Ярких вывесок у них больше нет – вместо них на входе обычно висит лист бумаги с надписью «Тестирование личности». Но в остальном секта работает как и раньше. В одном из таких маленьких центров мне снова вручили тот же самый тест, который теперь почему-то был назван «оксфордским», предложили ответить на двести вопросов, а после – проучиться на курсах, «которые изменят всю мою жизнь».
прямая речьМаксим Стадиков, кандидат психологических наук:
– Сайентологи работают по той же схеме, что и другие тоталитарные секты. Сначала человека мягко завлекают предложениями бесплатно узнать, что собой представляет его личность, потом убеждают, что у него психологические проблемы, решить которые он может только с их помощью.
Тест, который там предлагают решить новичкам, направлен на то, чтобы узнать об отвечающем как можно больше. Просмотрев ответы, сайентологи понимают, чего именно человеку больше всего хочется от жизни – стать известным или успешным в социальном плане, найти престижную работу, завести семью, найти друзей. И они обещают ему, что он сможет получить то, о чем мечтает, если будет их слушаться.
Дальше начинается «учеба», причем каждый курс стоит дороже предыдущего, так что люди часто начинают продавать вещи или влезать в долги. А тем, кто задумывается, почему же занятия не дают никакого результата, «учителя» говорят: «Ты сам несешь ответственность за свои дела. Если ничего не добился – значит, ты неправильно прошел наш курс, наделал ошибок». После чего курс предлагается повторить, естественно, снова за плату. При этом сайентологи специально провоцируют своих «учеников» на ошибки, на то, чтобы те сказали или написали в дневниках что-то «неверное» с их точки зрения – и это становится поводом пройти какой-либо курс повторно. А затем – снова начать учиться на следующей «ступени». Финала у такой «учебы» не будет.
Кроме того, время от времени все адепты должны проходить очень тяжелую и неприятную процедуру: они несколько часов подряд, без передышки, рассказывают все о своей жизни, с детства и до настоящего времени. Их заставляют вспоминать все самые неприятные моменты, которые они пережили, все обиды и все собственные неблаговидные поступки. Если «учителя» видят, что о чем-то человек говорит неохотно, они требуют, чтобы он снова пересказал этот случай, еще раз повторил его со всеми подробностями. Все, услышанное во время таких «душевных разговоров», они потом тоже используют для обвинения ученика в ошибках и неправильной учебе. А если он признается, что когда-то совершил что-нибудь незаконное, это становится поводом для шантажа и угроз – на случай, если адепт захочет покинуть секту.
Алексей Швечиков, директор Межвузовского центра по проблемам науки и религии:
– Сайентологи пытались надавить на наш центр, чтобы мы признали их или научной, или религиозной организацией. Я предложил им эксперимент: наш сотрудник проучится на их курсах бесплатно, и если с ним не случится ничего плохого, то мы выполним их просьбу. Как ни странно, они согласились, и мой коллега ходил к ним на занятия полтора месяца, хотя, конечно, рассказывал он им при этом о себе не все. С первых же дней он начал жаловаться на плохое самочувствие и головную боль, на то, что не может уснуть ночью и с трудом встает утром – такой утомительной была «учеба». И чем дальше, тем хуже он себя чувствовал, так что, в конце концов, мы прекратили этот эксперимент: для него он стал слишком опасным.
Дианетика не имеет ничего общего ни с наукой, ни с религией. «Научное» открытие Рона Хаббарда заключается в том, что человек является духовным существом и обладает духовными потребностями, – но об этом людям известно с древнейших времен. Про религию и говорить нечего: они добиваются, чтобы их считали религиозной организацией, чтобы не платить налоги. Все рассказы о себе, которые адептам приходится повторять по многу раз, не имеют ничего общего с настоящей исповедью.
В 1991 году, когда в Петербурге открылся первый сайентологический центр, в него были втянуты около 800 человек. После этого с каждым годом их количество увеличивалось в несколько раз, и сейчас счет идет на десятки, если не сотни тысяч.
Протоиерей Георгий Иоффе, заместитель председателя миссионерского отдела Петербургской епархии:
– Православная церковь еще на Соборе в 1994 году признала сайентологическую организацию антихристианской и деструктивной. Ее члены занимаются духовным мошенничеством: обещают людям, что те приобретут у них невероятные способности, ничем этого не подтверждая. И, разумеется, так и не выполняют своих обещаний.
Сайентология опасна на всех уровнях – на уровне личности, семьи, общества и государства. Личность попавшего в нее человека разрушается полностью – он превращается в фанатика, для которого важна только сама эта организация, только ее цели, и больше ничего. Семьи адептов распадаются по этой же причине: втянутым туда людям родные становятся не нужны. С обществом и государством тоже все очевидно. Сайентологи ставят себя как бы над обществом и при этом полностью от него изолируются. Вся их жизнь происходит внутри организации, они ничего не дают внешнему миру.
Кроме того, сайентологи умеют очень тщательно собирать информацию о каждом пришедшем к ним человеке – в этом плане они работают как самые настоящие спецслужбы, используют те же методы. На это государству тоже стоит обратить самое пристальное внимание.