«Зрителя уже ничем не удивишь»

Сначала кинотеатры уступили часть зрителей телевидению. Теперь они делятся зрительской аудиторией с интернетом. Генеральный директор компании «Невафильм» Олег Березин прогнозирует дальнейшую революцию не только в кинопрокате, но и в производстве фильмов

Сначала кинотеатры уступили часть зрителей телевидению. Теперь они делятся зрительской аудиторией с интернетом. Генеральный директор компании «Невафильм» Олег Березин прогнозирует дальнейшую революцию не только в кинопрокате, но и в производстве фильмов.

– Олег Станиславович, в последние годы кинематограф отчаянно борется с конкурентами – телевидением, видео, интернетом. Но, похоже, пока безуспешно?

– Он вел эту борьбу за зрителя едва ли не с самого своего рождения. Причем поначалу бороться приходилось не с конкурентами, которых еще не было, а с самими кинематографистами. Вспомните, как многие режиссеры – даже великий Чаплин! – сопротивлялись переходу «великого немого» на звук. Затем появлялись цвет, широкоэкранное и широкоформатное изображение, объемный звук, наконец – цифровая кинопроекция. Теперь вот – цифровое 3D-изображение. Но и оно не спасает кинотеатры от основных конкурентов.

– Что, сегодня 3D не дает еще идеального эффекта?

– На плоском экране добиться четкого объемного изображения крайне трудно. К тому же многие жалуются, что после 3D-сеанса у них болят глаза. Наука еще слишком мало знает о том, как стереоэффект влияет на человека, особенно на детей. Однако это не мешает появляться все новым кинотеатрам с такой технологией.

– А посещаемость все равно падает.

– Да, хотя и не во всех кинотеатрах. Еще полтора десятка лет назад в России кинотеатры нового типа поражали воображение, в них всегда был аншлаг. А теперь зрителя уже ничем не удивишь. Появилась потребность в индивидуальном подходе, кропотливой работе со зрителем. Сейчас большинство кинотеатров рассчитано на самую активную часть зрительской аудитории – 14–25-летних. С одной стороны, это облегчает работу с репертуаром, но с другой – загоняет кинотеатры в ловушку. Во-первых, доля потенциальных зрителей этого возраста сегодня неуклонно сокращается в общей численности населения – вот она, демографическая яма 1990-х! А во-вторых, молодежь – поколение абсолютно новых потребителей, рожденных с интернетом, мобильной связью, mp3-плеерами, DVD и торрентами.

– Значит, кинотеатры должны быть разными?

– Да. Есть же, например, пирожковые, фаст-фуды, небольшие кафе, скромные и роскошные рестораны. Так должно быть и в кинопрокате. В начале 1990-х все были счастливы и кино-фастфудам – кинозалам в торговых центрах. Что-то купил и заодно заглянул в кино. Сейчас все больше зрителей привлекают уютные кинозалы с хорошими барами, кафе, где можно посидеть с друзьями, обсудить фильм и заодно выпить хорошего кофе или даже заказать горячие блюда. Те, кому за сорок, уже не особенно стремятся посещать сеансы вместе с молодежью, обожающей громко комментировать происходящее на экране и жевать при этом попкорн. Да и молодым милее свои компании. Кинотеатры надо менять концептуально. Сетевым кинотеатрам выгоднее демонстрировать очередных «Пиратов Карибского моря», но сейчас нередко требуются ленты особые, заставляющие задуматься, поспорить. Серьезную конкуренцию кинопоказу составляет интернет, причем не обязательно пиратский: сейчас легально можно скачать многие фильмы. Этот вариант идеален для тех, кто не ставит премьерность во главу угла.

– Так все-таки кинопоказ умирает?

– А это уже другая крайность. Он просто меняется, и выиграет тот, кто сможет гибче реагировать на ситуацию. Вполне вероятно, появятся новые форматы, более удобные для нашего зрения, чем 3D. Много фильмов будет для индивидуального просмотра. Количество экранов будет увеличиваться, поэтому число зрителей в расчете на один экран уменьшится. И за каждого зрителя пойдет настоящая битва. А зрители уже стали разборчивы, привыкли к высокому качеству, и многие в своем выборе руководствуются не ценой, а тем, что получают за свои деньги. Мне кажется, будущее за кинотеатрами шаговой доступности с большим количеством залов, большим экраном. Зрители хотят видеть общие планы, все целиком – как в театре. Будут создаваться специальные версии фильмов для просмотра на большом киноэкране, либо на экране телевизора или мобильного устройства.

Еще одна проблема: люди, которые давно не ходили в кино, не решаются сделать это сейчас. Им надо рассказать, объяснить, их надо привлечь. Тут большой потенциал. Еще я верю в сочетание кинозала с рестораном, имеющим хорошую кухню. Это может прельстить определенную аудиторию.

– Вы не так давно приехали из Лас-Вегаса, где принимали участие в знаменитом «Синемаконе». За океаном тоже обеспокоены падением зрительского интереса к кинопоказам?

– В общем-то ради этого и существует «Синемакон» – его участники пытаются разобраться, как быть дальше. Кинотеатры приносят студиям до 17 процентов дохода, а продажа фильма на DVD – 51 процент. Посещаемость кинотеатров в США упала на 8 процентов, а кассовые сборы пока растут за счет цен на сеансы 3D. На форуме присутствуют в основном владельцы кинотеатров. Для них – три тематических раздела, пересекающихся между собой: техническая выставка, бизнес-семинары, а также презентации независимого кино и больших голливудских студий. Эта программа показов, честно говоря, повергла меня в уныние. Сплошные сиквелы прежних лент. Значит, на студиях нет свежих идей. Еще три года назад на такой же презентации нам показали «Трон», и все ахнули: это был явный прорыв в визуализации. Сейчас все куда скромнее.

– На форуме в США прозвучали предложения о том, как в новых условиях завоевывать зрителя?

– Да, об этом много говорили. В частности, о необходимости повышения зрелищности фильмов, качества проекции и демонстрации. Важным событием стало выступление Джеймса Кэмерона, создателя «Аватара». Он продемонстрировал несколько сюжетов съемки и проекции с высокой частотой кадров – до 60 в секунду (сейчас 24 кадра. – Прим. ред.). Даже при 48 кадрах в секунду качество показа повышается – пропадает мелькание, дрожание изображения на панорамах. Сама идея известна еще с 1950-х годов. Например, в нашем Петербургском университете кино и телевидения разрабатывалась система КВК – Кинематографа высокого качества: съемка и проекция с 35-мм кинопленки с частотой 48 кадров в секунду. На кинопленке технически это было сложно, не то что сейчас, при цифровом кино. По меткому выражению Кэмерона, «увеличение скорости убирает стекло между зрителем и происходящим на экране». Думаю, что в 3D-проекции скоро возникнут новые системы объемных изображений без очков. Мозг не будет обманываться, а глаза – уставать.

– А интернет, телевидение не помешают этим планам?

– За прошлый год оборот мобильного интернета в России составил 40 млрд рублей, а по кинопрокату – лишь 30. Люди готовы платить, поэтому видео по запросу – очень привлекательная услуга. На «Синемаконе» прозвучало: крупный кабельный оператор спутникового телевидения США запускает Premium Video On Demand – спустя 60 дней после выхода на экраны (раньше для США это был год) можно будет посмотреть фильм дома. Да, цена скачивания высока – 30 долларов, тогда как билет в кино примерно 7. Но если учесть, что зачастую это семейный просмотр, общая сумма становится сопоставимой. А главное – услугу можно получать, никуда не ходя.

– И все-таки появятся ли в ближайшее время в Петербурге новые кинотеатры?

– Конечно. У строящихся станций метро «Международная» и «Обводный канал» возводятся торговые центры, в этом году откроется новый кинотеатр в таком центре в Пулково. Там предусмотрены кинозалы, отвечающие всем современным требованиям. Так что борьба за зрителя продолжается.

 

Эта страница использует технологию cookies для google analytics.