«Ну просто задарили!»

В Петербурге подвели итоги II Международного кинофорума

В Петербурге подвели итоги II Международного кинофорума.

Закрытие фестиваля, по сравнению с его открытием, прошло тихо и спокойно, можно сказать, по-домашнему. Над красной дорожкой накрапывал дождь, практически все гости выходили из машин или под стук собственных каблуков, или умеренные аплодисменты горожан. Ритуал встречи VIP-гостей вызывал у них интерес, но без ажиотажа: действительно, приехали и приехали, чего надрываться-то? Ведущего на красной дорожке в этот раз не было (видимо, организаторы учли ошибки церемонии открытия, когда тот путался в именах гостей и неудачно шутил), а потому многих мэтров кинобизнеса публика попросту не узнала. Возможно, поэтому нашей землячке Анастасии Мельниковой досталось аплодисментов куда больше, чем итальянской звезде Орнелле Мути. Криков «браво» из толпы удостоились только Алексей Герман и Марлен Хуциев. Но для последнего это было еще только самым началом чествования, проходившего этим вечером.

Когда высокие гости расселась в зале, даже не полностью заняв партер, началась церемония. Первыми ведущие (снова Анастасия Вертинская и Игорь Костолевский) пригласили на сцену Марлена Хуциева: ему присудили спецприз за вклад в кинематограф, а потом диплом Международной федерации кинопрессы (ФИПРЕССИ).

– Ну просто задарили! – была реакция Марлена Мартыновича.

Режиссер рассказал залу, как произошла его первая встреча с миром кинематографа (а произошло это именно в Ленинграде):

– Девятилетним мальчишкой меня привел в кино мой двоюродный брат-танкист. На экране появилась надпись: «Ленфильм». И потом еще одна: «Чапаев». С тех пор с благословения самого «Ленфильма» я влюбился в кинематограф и в город, в котором жили и творили великие художники кино, перед которыми я склоняю голову.

Затем ведущие вызвали на сцену Рустама Ибрагимбекова, чтобы тот вручил Гран-при (порядок вручения наград на церемонии вообще не казался очевидным). Режиссер, сделав словесный оммаж финскому коллеге Аки Каурисмяки, представившему на конкурс фильм «Гавр» («за гуманность режиссерских намерений и высокое художественное исполнение»), назвал имя победителя: им стал режиссер из Ирана Асгар Фархади, снявший фильм «Развод Надира и Симин». Впрочем, самого Асгара в зале не было.

Но и столь полюбившийся председателю жюри конкурса Best of the best «Гавр» не остался обделенным. Он получил первую премию в конкурсе зрительских симпатий. Еще один лауреат премии зрительских симпатий – Бакур Бакурадзе (фильм «Охотник») оценил народный выбор:

– Странно получать эту премию. Многие говорили, что это не зрительское кино, но именно зрители за него и проголосовали!

Центральным моментом церемонии стало награждение за лучшую режиссерскую работу кинематографиста из Шри-Ланки.

– Я в шоке! – начал свою речь Санджиева Пушпакумара. – Цветы, которые вы мне вручили, очень красивы, но моя жизнь такой не была.

Режиссер рассказал, что посвящает приз Андрею Тарковскому и «режиссеру, которого хотят убить» – Джафару Панахи (иранский режиссер, которому запретили снимать кино. – Прим. авт.). И благодарит свою мать, которая 17 съемочных дней кормила всю его съемочную бригаду – 70 человек, а также актеров, которые снимались без гонорара.

– Я должен поблагодарить народ Шри-Ланки, где получил бесплатное образование. Потом я изучал искусство кино в Корее, и корейское правительство оплачивало мое обучение. На это шли налоги корейцев, я благодарен этому народу. Как и голландцам, которые дали мне 25 тысяч долларов на завершение моего фильма. Я хотел поблагодарить фестиваль и ваш великий город – за то, что вы выбрали мой фильм и что я могу быть здесь. Потому что русское посольство не хотело давать мне визу: боялись, что я здесь останусь – ведь здесь жили Тарковский, Сокуров, Достоевский…

Днем позже на заключительной пресс-конференции члены жюри конкурса признались, что не знали трагической истории создания фильма Пушпакумары «Летающая рыба». И тем более рады, что приз получила именно эта картина.

А вот лауреат специальной премии «За профессиональные достижения» Вахид Вакилифар из Ирана поведал публике более веселую историю:

– Узнав, что я лечу на конкурс, один человек в аэропорту вручил мне яблоко со словами: «Пусть оно принесет тебе удачу!» Я до сих пор храню его у себя в отеле.

В завершение церемонии на сцену вышел президент молодежного киногорода «Метрополис» Александр Сокуров.

– Какая у вас роскошь здесь! – обведя взором интерьеры Михайловского театра, пошутил режиссер. – Наша часть работы завершена. У нас есть свои призеры, они нам очень нравятся. Жаль, Алексей Юрьевич (Герман. – Прим. авт.) не приехал к нам ни разу.

В голосе режиссера слышалась досада, он явно считал, что кинофорум уделил недостаточно внимания молодежи. Сокуров передал слово Наталье Солженицыной.

– Эти работы продемонстрировали тревогу, боль, озабоченность тем, что происходит со всеми нами. Замечательно, что никто не пытается от этой боли самоспастись. Это вселяет надежду, – сказала вдова писателя.

Церемония завершилась демонстрацией фильма Карлоса Сауры «Фламенко, фламенко».

 

Эта страница использует технологию cookies для google analytics.