«Творчество Высоцкого – суть моей жизни»

Экспонаты для музея поэта в польском городе Кошалине его создательница Марлена Зимна собирает по всему свету – от Марокко до Индии

 

Экспонаты для музея поэта в польском городе Кошалине его создательница Марлена Зимна собирает по всему свету – от Марокко до Индии

Более 30 лет назад – 25 июля 1980 года – не стало Владимира Высоцкого. А спустя пять лет Марлена Зимна, будучи подростком, увидела журнал «Литература мира», в котором были опубликованы переводы стихов Владимира Семеновича на польский язык. Журнальный номер имел подзаголовок «Высоцкий и другие». «Каким многозначительным и пророческим оказалось это для меня, – говорит Марлена Зимна о том своем первом соприкосновении с творчеством Владимира Высоцкого. – Собственно, вся моя дальнейшая жизнь прошла под этим знаком».

– Марлена, то, что вы получали высшее образование именно в Московском университете, связано с вашим увлечением творчеством Владимира Высоцкого?

– Еще когда я училась в лицее в моем родном Кошалине, я твердо решила, что буду поступать в МГУ на филологический факультет, чтобы стать литературоведом и изучать творчество Владимира Высоцкого. Разумеется, в Москву я хотела попасть еще и по той причине, что это город Владимира Высоцкого, город, в котором он родился и жил, в котором умер и был похоронен. Словом, когда я приехала в Москву в августе 1987 года, передо мной словно отворились ворота моей Мекки.

– Чем для вас лично является творчество Высоцкого?

– Думаю, что я нисколько не преувеличу, если скажу, что творчество Владимира Высоцкого – это суть всей моей жизни. А Музей Владимира Высоцкого, созданный мною вместе с моей мамой Ингрид Зимной в городе Кошалине, – дело моей жизни. Я не мыслю себя вне этой деятельности, в отрыве от творчества Высоцкого.

– Вы очень серьезно занимаетесь творчеством Владимира Высоцкого – защитили в Москве научную диссертацию, написали три книги о его жизни и творчестве, причем одна из них – «Высоцкий – две или три вещи, которые я о нем знаю» – издана не только в Польше, но и в России, Белоруссии и Литве. Вы занимались переводами, изданы два сборника его поэзии на польском языке. Как же возникла идея создания музея? С чего началось его существование, что представляли собой его самые первые экспонаты?

– Я быстро поняла, что только литературная деятельность не позволяет в полной мере представить образ и творческое наследие Высоцкого всем тем, кто хочет знать о великом барде как можно больше. Так и родилась идея создать музей Владимира Высоцкого.

Когда я оглядываюсь назад и думаю о начале деятельности нашего музея, невольно улыбаюсь. На момент открытия музея его коллекция насчитывала около 500 экспонатов и представлялась нам весьма богатой. Уже тогда, в 1994 году, в нее входили личные вещи поэта – чашка, из которой он пил чай, его коричневая кожаная куртка, уникальные фотографии, автографы, некоторые художественные работы, документальные съемки, фонограммы. И, конечно, многочисленные издания стихов и песен Высоцкого, книги о его жизни и творчестве.

Большая часть коллекции была собрана в России за семь лет моего пребывания на родине поэта. Большинство экспонатов я купила в Москве, некоторые из них подарили мне друзья и близкие поэта. Потом, после открытия музея, в собрание стали поступать материалы из других стран – из Франции, из стран Скандинавии, Израиля, США, Болгарии, Венгрии, Австрии, Канады, Германии. А развитие интернета позволило нам приобретать материалы, касающиеся творчества и жизни поэта во всем мире – в Японии, Аргентине, Новой Зеландии, Боливии, Коста-Рике, Венесуэле, Чили, Мексике, Колумбии, Ираке, Южной Корее, Австралии, Иране, Омане, Экваториальной Гвинее. И даже в Антарктиде. Даже там звучали (и были изданы!) некоторые произведения Высоцкого.

– Ваш музей насчитывает свыше 15 тысяч экспонатов. В их числе – одна из гитар Владимира Семеновича. Расскажите, пожалуйста, ее историю.

– Гитара с автографом принадлежала Хасану Эль Сайеду, марокканскому журналисту, с которым я познакомилась «онлайн», прочитав его статью о Высоцком, опубликованную на французском языке в одной из марокканских газет. Интерес к творчеству Высоцкого привел к продолжительной переписке. Когда наш музей организовывал международную выставку, посвященную Высоцкому (на ней были представлены экспонаты из 28 стран), я уговаривала Хасана предоставить гитару для показа. Он долго колебался – опасался, что по дороге из Африки в Польшу бесценная гитара может быть повреждена, не исключал также, что она может быть похищена коллекционерами, когда уже попадет в Польшу. Но все-таки согласился, и гитара демонстрировалась на выставке. Когда экспозиция закончилась, Хасан попросил, чтобы гитара временно осталась в Кошалине: он заберет ее позже, лично, когда прилетит в Польшу и посетит наш музей. Когда же мы наконец встретились, он сообщил мне, что после долгих раздумий решил... подарить гитару нашему музею. На гитаре не просто автограф поэта, и это не просто росчерк пера, а экспромт, в котором он обыграл слова своей знаменитой песни:

В желтой жаркой Африке,Забыв мороз московский,Как-то вдруг вне графикаВыступил Высоцкий.

– Мне сказали, что за фотографиями Владимира Высоцкого и Марины Влади, приобретенными вами недавно, вы гонялись от Парижа до Индии. Поясните, пожалуйста.

– Да, история этих фотографий не совсем обычна и связана с громкими именами. Когда 31 августа 1997 года «мерседес», в котором находилась принцесса Диана, врезался в опору моста над тоннелем Альма, недалеко от разбитой машины полиция обнаружила осколки «Фиата Уно». При опросе свидетелей выяснилось, что через несколько секунд после аварии из тоннеля выехала машина – именно «Фиат Уно». Подозрение пало на знаменитого французского папарацци Жана Поля (известного также под именем Джеймс) Андансона, разъезжавшего по Парижу именно на такой машине. Однако тот сумел доказать свою непричастность к происшествию. Но в 2000 году труп репортера был обнаружен в сгоревшем автомобиле BMW. Официальная причина смерти – самоубийство. По словам вдовы Андансона, в мае 2000 года вскоре после гибели ее мужа на агентство, где он работал, было совершено нападение. Вооруженные люди захватили сотрудников в заложники и скрылись лишь после того, как забрали все оборудование и все фотоматериалы. Поговаривали, что к нападению на агентство имела отношение английская контрразведка, но доказательств, конечно, не было…

– Простите, но какое отношение это имеет к Высоцкому?!

– Самое непосредственное: Джеймс Андансон осенью 1977-го и весной 1980-го фотографировал Высоцкого и Марину Влади. Четыре фото Андансона были опубликованы в журнале Paris Match. Какие-то фотографии Высоцкого, сделанные Андансоном, были опубликованы еще, но не все. Разыскать их оказалось очень непросто – агентство Sygma, от которого работал король папарацци, обанкротилось в 1999 году. Как выяснилось, его архивы приобрело агентство Corbis, и здесь обнаружилась интересная деталь – владельцем последнего был Билл Гейтс…

 – Кто бы мог подумать, что, говоря о Высоцком, я услышу имя создателя «Майкрософта»!

– Да, чего только в жизни не бывает! Билл Гейтс для вновь приобретенных сокровищ построил специальное хранилище во Франции, в департаменте Eure-et-Loir. Там мы и начали свои поиски, но, переадресовав несколько раз наши запросы друг другу, сотрудники агентства перестали нам отвечать. В поисках, к счастью, нам помогла вдова покойного фотографа Элизабет Андансон – от нее мы узнали о договоре, который заключили между собой Билл Гейтс и владелец фирмы IndiaPicture Дюшант Мехта, согласно которому индийская компания получала права на часть архива. Таким образом, фотографии Высоцкого нужно было искать в Индии, а нам следовало отправляться в главный офис компании в Дели. По счастью, там отнеслись к нашей просьбе благосклонно. А может быть, это их обычная практика – ведь фотографии они отдают не за «спасибо». Даже не за «большое спасибо»... Вот так мы приобрели 12 прекрасных фотографий, запечатлевших Владимира Высоцкого и Марину Влади у них дома, и Высоцкого, репетирующего роль Гамлета на сцене театра Palais de Chaillot.

Эта страница использует технологию cookies для google analytics.