Нелегал? На штрафстоянку!

Проржавевшие маршрутки, нелегально работающие на петербургских дорогах, могут исчезнуть только к концу нынешнего года, уверены эксперты

 

Проржавевшие маршрутки, нелегально работающие на петербургских дорогах, могут исчезнуть только к концу нынешнего года, уверены эксперты

После крушения «Булгарии» водный транспорт во многих городах России подвергся тотальным проверкам. Но пристально изучать его состояние специалисты начали только после того, как «грянул гром» и погибли люди. «НВ» начинает поиск других сфер, таящих потенциальную опасность для людей. И первое, очевидное, то, что, как говорится, на поверхности, – это нелегальные маршрутки, на ходу разваливающиеся «Газели», которые, несмотря на запрет, продолжают курсировать по улицам Петербурга.

В северной столице серьезно активизировалась борьба с нелегальными маршрутками. Перевозчики, выводящие на трассу свои микроавтобусы (в большинстве своем это давно проржавевшие «Газели», представляющие серьезную опасность для пассажиров) незаконно, еще совсем недавно чувствовали себя практически безнаказанно и в случае остановки транспортного средства инспекторами ГИБДД отделывались лишь легким испугом. Корреспонденты «НВ» выясняли, почему дряхлые маршрутки до сих пор колесят по петербургским улицам, какая ответственность грозит их владельцам за нелегальную перевозку пассажиров и как скоро «ведра с гайками» совсем исчезнут с городских трасс.

Сел в «Газель» – пеняй на себя

Отличить «нелегала» от добросовестного перевозчика на глаз не под силу даже самому опытному автоинспектору. Нелегальным перевозчиком в Петербурге считается компания, не заключившая договор на право обслуживать конкретные маршруты с городом. Единственный признак, по которому пассажир стопроцентно может вычислить фирму-нарушителя, – подвижной состав. Легальные перевозчики (на сегодня договор с городом имеет 14 компаний) не используют «Газели». Поэтому, если перед вами оранжевое изделие Горьковского автозавода, – это верный признак того, что маршрутка вышла на трассу без разрешения.

– Пассажирам обычно все равно, на чем ехать, лишь бы побыстрее, – говорит эксперт рынка коммерческих пассажирских перевозок Павел Стрюков. – При этом мало кто задумывается о последствиях такого наплевательского отношения. Маршрутки легальных компаний каждое утро перед выходом на линию должны проверяться техниками, их водители – проходить обязательный медосмотр. Конечно, в погоне за прибылью некоторые предприниматели пренебрегают этими нормами. Но это бывает не слишком часто и такие нарушения контролирующими органами в большинстве случаев отслеживаются. А «нелегалам» вообще не обязательно проходить технический контроль. Постояла машина ночь во дворе, водитель вышел из квартиры – сел и поехал. У него колесо прямо на трассе может отвалиться – такое в нашем городе уже случалось, и не раз. Могу с полной ответственностью заявить – садясь в нелегальную маршрутку, пассажир подвергает свою жизнь серьезному риску. И если что-то произойдет, его здоровью будет нанесен вред, виноват в этом только он сам.

– В прошлом году в Петербурге изменились условия конкурсной процедуры по заключению договора на право обслуживать маршрутную сеть, – сообщил официальный представитель комитета по транспорту Дмитрий Игнатьев. – По нему на линию допускаются только автобусы средней и большой вместимости. «Газели» под эти критерии не попадают. Кроме того, в договоре прописано, что на коммерческих маршрутах подвижной состав не может быть старше пяти лет. А «Газели», как правило, эксплуатируются гораздо дольше этого срока.

«Куда хочу, туда и еду»

Как удалось выяснить корреспонденту «НВ», сегодня в Петербурге на улицы выходит около 500 маршрутных такси, хозяева которых не имеют договора с городом. Водители таких микроавтобусов зачастую даже меняют по нескольку раз за день маршрут движения.

– Специальные люди отслеживают ситуацию на трассах и сообщают нам, – рассказал водитель нелегальной маршрутки Георгий, приехавший в Петербург из Абхазии около четырех лет назад и с тех пор зарабатывающий на жизнь коммерческим извозом. – Это делается для того, чтобы добиться максимальной эффективности. Вот, например, сегодня утром я работал в районе станции метро «Улица Дыбенко» – здесь большой поток пассажиров, а некоторые улицы легальными маршрутками не охвачены. Примерно к 12 часам дня народу становится гораздо меньше и на этом маршруте уже невыгодно работать. Поэтому переехал в район «Площади Мужества». А вечером опять в Веселый поселок поеду.

Мы с Георгием разговариваем во время движения. Старенькая «Газель» скрипит, кряхтит и скрежещет, протестуя против немилосердной эксплуатации заслуженного ветерана дорожного движения. В салоне заметны следы недавнего «хирургического вмешательства» – чтобы микроавтобус не развалился на части, к его каркасу изнутри дополнительно наварили несколько металлических рам для жесткости. В днище авто видны небольшие дыры – постаралась коррозия. На вопрос о том, когда последний раз проводилось техническое обследование маршрутки, Георгий пожимает плечами: «Не помню».

Интересный момент – пассажиры «нелегалов» не боятся. Стоимость проезда в маршрутке Георгия, к примеру, на 10 рублей дешевле, чем в микроавтобусе компании, работающей по договору с комитетом по транспорту. Нелегалы экономят на техобслуживании и не платят налоги. Но простых петербуржцев потери городского бюджета волнуют мало, главное – самим сэкономить.

Причина того, что водители незаконных маршруток чувствуют себя в Петербурге весьма вольготно, – в том, что до недавнего времени привлечь их к ответственности было практически нереально.

– Раньше при задержании нелегальной маршрутки приходилось для начала отправлять уведомление ее владельцу, – продолжает Дмитрий Игнатьев. – И очень часто его вообще было не найти. Но с этого года правила изменились. Если водитель перевозит пассажира без договора с городом, его транспортное средство задерживается и доставляется на штрафстоянку. А владелец уже сам обязан приехать и забрать ее, предварительно заплатив штраф.

430-й с линии снят

По словам представителя комитета по транспорту, количество «нелегалов» в Петербурге стремительно уменьшается – помогают многочисленные мероприятия, проводимые транспортной полицией. На прошлой неделе, например, на штрафстоянку отправился почти весь подвижной состав незаконного маршрута

№ 430. Микроавтобусы возили пассажиров от станции метро «Автово» до деревни Низино через Петергоф. Стоимость проезда далеко не копеечная – целых 70 рублей. За смену водители зарабатывали кругленькие суммы, а вот налоги с них не платили.

Операцию по задержанию транспортных нелегалов готовили несколько недель. Место для нее полицейские выбрали идеально – рядом с платформой Старый Петергоф. Во-первых, шоссе делает здесь крюк и автомобили снижают скорость (а значит, номера маршруток-нарушителей будет время хорошо рассмотреть), а во-вторых, у станции на остановках толпится множество людей, поэтому водители притормаживают в надежде подобрать пассажиров.

Среди участников операции – сотрудники транспортной полиции, ГИБДД, ОМОНа. Даже переводчика специально пригласили на случай, если кто-то из водителей не знает русского языка. К слову, его услуги в этот день так и не понадобились. Среди нарушителей оказались сплошь граждане России, хотя половина из них и приехала из южных регионов страны, объяснялись шоферы с полицейскими без труда.

Как только на горизонте показывается микроавтобус с приметной табличкой «Т-430», объявляется полная боевая готовность. Инспектор ГИБДД взмахивает полосатым жезлом, указывая водителю прижаться к обочине и остановиться. Водитель еще не знает, что это не простая проверка документов. Он лезет в бардачок, вытаскивает из него бумаги, протягивает в окно инспектору… и с удивлением обнаруживает рядом с ним дюжих омоновцев в масках.

– Граждане, не беспокойтесь, все в порядке, никакой опасности нет, – успокаивают бойцы пассажиров, садясь в маршрутку. – Сейчас только проверим все необходимые бумаги. А вы (обращается к водителю) будьте добры телефончик свой. И давайте-ка вон на ту площадочку свернем, чтобы проезду не мешать.

Телефон, как объяснили оперативники, у водителя забрали, чтобы тот не успел предупредить о рейде своих товарищей. Маршрутку отгоняют на заранее приготовленную площадку. Выясняется, что в пухлой папке у шофера не хватает важных документов. В частности, того самого договора с комитетом по транспорту на право осуществлять коммерческие перевозки. Более того, медицинской книжки у него тоже нет. На вопрос об обязательном медосмотре мужчина начинает «путаться в показаниях».

– Медицинский осмотр проходили?

– Проходил. Примерно месяц назад.

– Месяц? Да вы его каждое утро перед выходом на линию пройти обязаны!

– Ну… Да… Конечно! Как раз каждый день и прохожу. Я про другой медосмотр подумал.

– А кто его проводил?

– Доктор.

– Какой доктор?

– Я не знаю, не спрашивал. В белом халате – значит, доктор.

Примерно такие же ответы транспортные полицейские получают и от других задержанных водителей. Становится уже совершенно очевидно – у ООО «Т-430» лицензии на перевозки пассажиров нет и никогда не было. Правда, у неизвестно откуда появившегося мужчины, представившегося начальником службы безопасности транспортной компании, совсем другое мнение. Он попытался доказать, что пассажиров возили вовсе не маршрутки, а заказные автобусы. Но это объяснение проверяющих не устроило. Да и доказательств обратного хоть отбавляй – по словам пассажиров (с них как со свидетелей тоже сняли показания), предварительного заказа никто из них не делал.

До суда «левые» маршрутки «вне игры»

Мнения пассажиров по поводу задержания маршруток кардинально разделились. Часть людей грудью встала на защиту водителей. Их аргумент – машины удобные, к тому же это единственная возможность добраться из Низино до города на транспорте. Остальные поддержали полицейских. Как рассказала одна из пассажирок, водители не раз отвечали на ее вопросы хамством, а на просьбу предоставить данные о компании и телефон диспетчера предлагали оставить… свой мобильный номер.

За несколько часов полицейские задержали 8 микроавтобусов 430-го маршрута. Всего, по данным оперативников, на этой линии работало 13 машин, но 3 из них на момент рейда находились в ремонте, а еще 2 не вышли на трассу. Все задержанные маршрутки отправились на штрафстоянку, где будут ожидать своей судьбы до суда. К самим водителям, как пояснили оперативники, скорее всего, штрафные санкции не применят – их документы оказались в порядке. А вот владельцу ООО «Т-430» (сейчас его личность устанавливают), видимо, придется хорошо раскошелиться. Как рассказал заместитель начальника Центра по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка при УТ МВД РФ по Северо-Западу Андрей Умнов, за допущенные нарушения по закону полагается штраф до 200 тысяч рублей.

Водитель Георгий, узнав о том, что его «Газель» может оказаться на штрафстоянке, заметно погрустнел.

– Раньше проще было, – признался мужчина. – Наверно, придется обратно в Абхазию возвращаться. Новую машину мне не потянуть.

На родину Георгий вернется уже на поезде, а не на микроавтобусе. «Газель», на которой он 4 года назад приехал в Петербург (кстати, уже тогда она считалась «старушкой»), такого путешествия не выдержит. Ведь каждый рейс по городским трассам для нее и так может стать последним.

– Новые правила сильно бьют по нелегалам, – уверен Павел Стрюков. – Я думаю, если транспортные полицейские не будут сбавлять темп, к концу года такие маршрутки с петербургских улиц исчезнут. Их владельцам просто невыгодно работать, платя серьезные штрафы и оплачивая услуги штрафстоянок.

справка «нв»

Всего в Петербурге насчитывается около 300 официальных коммерческих маршрутов. Нелегалы дублируют примерно 85–90 маршрутных линий.

На сегодняшний день в городе действует около 20 транспортных компаний, которые занимаются перевозками незаконно, то есть без договора с городским комитетом по транспорту. Эти фирмы представляют собой своеобразные артели, в которые объединяются 5–6 предпринимателей, выкупивших транспортные средства в личное пользование.

Стоимость проезда на нелегальной маршрутке в среднем на 3–4 рубля меньше, чем на официальном транспорте, зато безопасность значительно ниже.

Штраф за незаконные перевозки для хозяев предприятий составляет по административному кодексу от 100 до 200 тысяч рублей.

По новым правилам изъятое транспортное средство до решения суда должно находиться на штрафстоянке, забрать его владелец может лишь в том случае, если полностью оплатит штраф и услуги платной парковки.

 

 

Эта страница использует технологию cookies для google analytics.