«С виду кораблик вроде крепкий»

Корреспондент «НВ» вместе с транспортными полицейскими целый день гонялся за водными нарушителями

 

Корреспондент «НВ» вместе с транспортными полицейскими целый день гонялся за водными нарушителями

Жаркий субботний день. Берега Крестовского острова усеяны отдыхающими. Оживление царит и на воде – туда-сюда снуют катера и яхты. Гидроциклистов пока не видно, но оперативники уверены: скоро они обязательно появятся. В облаву на нарушителей с базы на Приморском проспекте отправляются три группы. В составе каждой – специалисты транспортной полиции, водного ОМОНа и Государственной инспекции по маломерным судам (ГИМС).

– Пойдем по Большой Невке в сторону Ушаковского моста, – шипит рация. – Посмотрим, что там творится, а дальше поработаем в районе яхт-клубов.

Не проходит и пяти минут, а проверяющим уже попался первый нарушитель. Гидроцикл на огромной скорости несется со стороны Крестовского острова. Катер ГИМС включает сирену и устремляется наперерез. Легкое судно подпрыгивает на волнах, ревет мотор. Что-то лязгнуло. Кажется, это мои зубы.

– Держись крепче, – смеются полицейские. Они-то к прыжкам по волнам привыкли, этот рейд далеко не первый.

Гонщик сначала хочет сбежать, но, увидев впереди полицейские суда, понимает, что из этой затеи ничего не выйдет, остается только смириться.

– Прибавить скорость и скрыться – это естественная реакция нарушителей, – рассказывают специалисты инспекции, пока катер и гидроцикл сближаются бортами. – У этого товарища явно что-то не в порядке с документами.

И действительно, мужчина смог предъявить лишь водительское удостоверение. Документов на скутер у него нет. Объяснение – взял покататься у знакомого. В следующий раз гонщик сможет прокатиться только после оформления протокола и оплаты штрафа – удостоверение у него изъяли.

 А вот и пример соблюдения всех требований законодательства. Хозяин гидроцикла останавливается по первой команде и тут же предъявляет инспекторам весь набор документов. Их мужчина держит в специальной непромокаемой прозрачной сумочке. Пожелав владельцу скутера счастливого пути, сотрудники ГИМС направляют катер дальше.

– К сожалению, не все такие ответственные, как этот парень, – рассказывают инспекторы. – Нарушения фиксируются через одного. А бывают дни, что вообще у каждого встречного!

У двух других групп, ушедших в сторону центральной части города, судя по сообщениям, доносящимся из рации, улов пока невелик. Видимо, водные гонщики еще не проснулись. Зато у нас работы хоть отбавляй, дает о себе знать близость к яхт-клубам. Гидроциклы лавируют между яхтами и головами купающихся, несмотря на запреты Роспотребнадзора. Стопка изъятых водительских удостоверений растет.

Нарушений, кстати, хватает и без гидроциклистов. Вот, например, вместительный катер, на котором отдыхает компания молодых людей. Разгоряченные алкоголем граждане прыгают в воду с его палубы прямо в районе фарватера – грубейшее нарушение! Капитан долго роется в рюкзаке, но так и не находит документов на катер. Разрешение на его вождение он тоже получит обратно только после составления протокола и наложения административного штрафа.

Первая часть операции завершена, полицейские и инспекторы проверили несколько десятков владельцев скутеров – почти все они катались, нарушая правила. Теперь переходим к самому главному этапу. В дело вступают сотрудники Центра по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка. Несколько дней назад им в руки попала рекламная брошюра, призывающая «экстремально отдохнуть» – прокатиться на водном мотоцикле. С хозяином скутера созвонились и договорились о встрече. Мужчина предложил прийти в один из яхт-клубов и назначил время. Причем, как выяснилось, незаконный бизнес процветал – желающих погонять по воде хватало, поэтому катание и осуществлялось по записи.

За полчаса катания владелец запросил с двух закупщиков 5000 рублей. Весьма приличная сумма! Особенно учитывая, что стоимость подержанного гидроцикла обычно не превышает 230–250 тысяч, то есть вся покупка «отбивается» при таких ценах за две недели, а дальше скутер начинает приносить серьезную прибыль. Как только один из осуществлявших контрольную закупку парней сходит на берег и передает хозяину гидроцикла деньги, появляется наша группа. Одновременно оперативники «берут клиента» с суши.

– Никто мне никаких денег не давал, – горе-предприниматель сразу решил идти в отказ. – Я вообще этих людей впервые вижу!

Впрочем, от ответственности ему уйти все равно не удастся. Факт передачи денег зафиксировали на видеокамеру, а номер 5-тысячной купюры, осевшей в карманах хозяина водного мотоцикла, заранее переписали. Поняв, что отвертеться не получится, нарушитель грустно вздыхает. После составления протокола его скутер отбуксируют на специальную стоянку. До суда он будет храниться на берегу.

Владельцы других гидроциклов сразу же озабоченно стали куда-то названивать. Вероятно, отменяли запланированное катание за деньги. На сегодня незаконный бизнес закончен, и акватория стремительно пустеет. Тем временем две другие группы возвращаются «с добычей» – в районе Невы задержали несколько нарушителей. Среди них оказались две миловидные девушки, которые, похоже, так и не поняли, почему им не дали погонять по волнам. Они старательно строят полицейским глазки в надежде уйти от ответственности. Но правила едины для всех – будь ты хоть супермодель, тебя тоже ждет штраф.

Хотя бы на один вечер в районе Крестовского острова полицейским удалось навести порядок на воде. Следующая точка – Нева и Фонтанка. По рации поступает команда: «Работаем по маломерным судам». Катеров под невскими мостами десятки, и у большинства капитанов документы тоже не в порядке. Контрольную закупку здесь проводить не стали, но штраф за незаконное предпринимательство можно выписать почти всем.

– Сколько вы заплатили за прогулку? – спрашивает оперативник у нетрезвой компании, с комфортом расположившейся на скоростном катере.

– Мы не за деньги катаемся, – отвечают отдыхающие. – Это наш друг, и он нас предложил прокатить.

– А как друга-то зовут?

Повисает неловкая пауза. Капитан с надеждой смотрит на своих клиентов – вдруг угадают? Нет, не угадали.

– Обычно владельцы катеров сразу предупреждают – если остановят, то говорите, что мы друзья, – рассказывают оперативники. – А этот, наверное, уверен был в безнаказанности. А может быть, его пассажиры после третьего стакана все забыли. В любом случае документов у него не хватает, так что штраф придется платить.

Удивительно, но аналогичная ситуация наблюдается и на малых реках. Проверяющие остановили несколько десятков небольших прогулочных судов, и почти у всех их владельцев лицензии на осуществление платных перевозок пассажиров отсутствуют. Сами отдыхающие к собственной безопасности относятся слишком беспечно.

– С виду кораблик вроде крепкий, не должен развалиться, – говорят туристы. – Нам так хочется Петербург с воды увидеть, что мы над технической стороной как-то не задумывались.

Сколько стоила прогулка, пассажиры сказать не захотели, чем сильно обрадовали капитана. Правда, некоторые из них на вопросы полицейских ответили «недорого», после чего владелец судна побледнел, а его руки, передающие инспекторам пакет с документами, затряслись так, что могли бы выбить барабанную дробь, будь поблизости нужный музыкальный инструмент. На сей раз ему повезло. Повезло и его пассажирам – прогулочный кораблик добрался до пункта назначения в целости и сохранности.

 

 

Эта страница использует технологию cookies для google analytics.