Выше крыш могут быть только крыши

Корреспондент «НВ» провела день на рабочем месте промышленных альпинистов

Корреспондент «НВ» провела день на рабочем месте промышленных альпинистов

Есть профессия, позволяющая постоянно любоваться городом сверху: с крыш пятиэтажек и высоток, с заводских труб, с верхушек деревьев. Зимой обладатели этой профессии чистят крыши от снега и сбивают сосульки, весной отмывают стены, летом монтируют и чинят всевозможные антенны и вывески…

– Работая, мы успеваем не только смотреть вокруг, но и фотографировать красивые виды, – говорит промышленный альпинист Иван Ланков. – Тем более что мы все равно должны фотографировать место своей работы: до и после того, как все сделали. Так что фотоаппарат у нас всегда с собой, а снять красивый вид – это ведь минутное дело…

О своей работе они рассказывают с улыбкой. Но так только кажется, пока находятся на земле, – наверху они сразу становятся серьезными. И, конечно же, долго глазеть по сторонам высотникам некогда – у них на крышах есть дела поважнее. Наиболее сложной работой считается чистка заводских труб. Это, как выразился Иван, «самое грязное дело»: в трубе вырастает толстый слой сажи, и не простой, а смешанной с разными химическими веществами. И если в эту смесь попадает вода, она может превратиться в кислоту. В результате после работы в трубе альпинисты вынуждены каждый раз покупать новые страховочные веревки – кислота их разъедает, и они приходят в полную негодность. О том, что сажа во время чистки летает по трубе хлопьями и поэтому работать приходится в респираторе, защитных очках и специальном костюме, можно и не говорить.

Тяжело приходится и на крышах некоторых современных зданий.

– У меня после работы на разных бизнес-центрах порой просто слов нет: как можно так строить?! – недоумевает Иван. – Стены делают не из обычного кирпича, а из лакированного. Штукатурка к такому прилипает плохо. В итоге – после первой же зимы дом выглядит облезлым, а остатки штукатурки отваливаются кусками. А крыши, покрытые не обычной жестью, а стеклом или скользким металлопластиком! Бывает, залезаешь на них и не знаешь, куда там крепить веревки.

Еще одна проблема, часто мешающая высотным работам, находится на земле. Это оставленные возле домов автомобили, которые владельцы отказываются убирать из опасной зоны. Чаще всего так бывает, когда альпинистов приглашают работать на зданиях крупных офисных центров. «Крутые бизнесмены», по словам Ивана, считают, что раз высотникам заплатили за работу, то они сами обязаны следить, чтобы куски льда или штукатурки не попали в припаркованные машины. Объяснить им, что это невозможно в принципе, бывает очень сложно.

Тем временем Мурат Багжанов, коллега Ивана, вспоминает, что последний трагический случай, связанный с высотными работами, произошел в Петербурге три года назад. Тогда четыре человека, отмывавшие окна, разбились о стену из-за внезапного шквального ветра. Та ситуация подробно разбиралась специалистами, но к единому мнению они не пришли. Многие склоняются к тому, что это был несчастный случай, когда предусмотреть все было просто невозможно.

– Вообще, каждое крупное ЧП, когда кто-нибудь срывается с крыши, всегда очень серьезно расследуется: создаются комиссии, которые проверяют, все ли альпинист делал правильно, – рассказывает Иван Ланков. – А потом все это еще долго обсуждается всеми высотниками в интернете. И если погибший действительно допустил какие-то ошибки, то мы все это запоминаем, чтобы не повторить их. Поэтому, собственно, несчастные случаи у нас так редки. И вообще, наша профессия – это чаще всего обычная рутина, точно такая же, как и большинство «земных» работ.

Но почему-то слова об «обычной рутине» звучат неубедительно. Может быть, потому, что смотреть на дома, улицы и крошечных людей далеко внизу с края крыши – это все-таки так необычно?..

 

Эта страница использует технологию cookies для google analytics.