Тайны трамвайного дворца

Судьба бывшего трампарка на Васильевском острове и находящегося на его территории Музея электротранспорта до сих пор остается нерешенной

 

 

Судьба бывшего трампарка на Васильевском острове и находящегося на его территории Музея электротранспорта до сих пор остается нерешенной

Еще в начале июля в рамках проходящего в Петербурге кинофорума город подписал рамочное соглашение с инвестором на реконструкцию всех занимаемых до недавнего времени трамвайным парком площадей. Но когда этот проект смогут реализовать и реализуют ли вообще – тайна за семью печатями.

 

Откровение для господина Демьяна

Первая попытка реновации почти восьми гектаров недешевой городской земли (именно столько занимал парк имени Леонова) с треском провалилась. В 2007 году городские власти передали землю компании «Телеград» (дочерняя фирма известной восточноевропейской корпорации TriGranit, прославившейся несколькими крупными инвестиционными проектами на территории стран бывшего соцлагеря) целевым назначением. Венгерские боссы инвестора заявили во всеуслышание о намерении возвести здесь так называемую «Телефабрику», огромный комплекс с множеством съемочных павильонов общей площадью около 8,5 тысячи квадратных метров. По задумке в них должны были снимать отечественные сериалы, а в случае необходимости площадки сдавали бы в аренду голливудским кинокомпаниям, решившим снимать часть эпизодов своих блокбастеров в российских реалиях. Заодно рядом с ними собирались построить и театрально-художественную площадку. Общая стоимость проекта оценивалась в 8 миллиардов рублей. Еще почти 300 миллионов долларов TriGranit намеревалась вложить в «сопутствующую инфраструктуру» – гостиницы, рестораны и иную коммерческую недвижимость.

Передавая территорию инвестору, чиновники Смольного утверждали, что городу катастрофически не хватает студийных мощностей и реализация проекта «Телефабрики» – единственная и самая выгодная возможность восполнить их. Однако тут вмешалась петербургская общественность. Градозащитные организации провели несколько митингов в защиту трампарка. Активное участие в них принимали и жители Васильевского острова, еще лелеющие надежду, что использовать его будут по прямому назначению и трамвай снова свяжет остров с «большой землей». Неожиданно планы властей нарушил… сам инвестор. Председатель совета директоров TriGranit (он же, между прочим, и главный акционер корпорации) Шандор Демьян очень удивился, когда узнал, что на месте предполагаемого строительства находятся исторические здания. Он-то предполагал, что возводить конвейер по производству мыльных опер ему придется на пустыре! Поэтому, как признавался господин Демьян, для него стало откровением непринятие петербуржцами представленного на общественных слушаниях (обстановка во время обсуждения была, мягко говоря, довольно жаркой) проекта «Телефабрики».

Шандор Демьян, кстати, в Европе считается одним из главных специалистов по возведению современных многофункциональных комплексов на исторических местах, причем таким образом, чтобы старинные архитектурные ансамбли не разрушались и не терялись среди новых зданий.

 

Нет – фабрике, да – дворцу!

В мае 2010 года правительство Петербурга одобрило новую концепцию развития территории бывшего трампарка. Вместо «Телефабрики» решили строить Дворец искусств.

– По сути, пересмотр концепции развития этой территории можно назвать поверхностным, – говорит эксперт рынка коммерческой недвижимости Антон Захаренко. – Главный камень преткновения – строения, занимаемые сегодня музеем электрического транспорта. За них вступились не только горожане, но и федеральные чиновники из Министерства культуры. Но тот факт, что реализация проекта снова доверена компании Шандора Демьяна, можно назвать положительным. Этот бизнесмен не раз заявлял и делом доказывал, что умеет сохранять памятники архитектуры.

По словам эксперта, мало кто сомневался, что новый конкурс выиграет дочерняя структура венгерского инвестора (тем более что в его ходе выяснилось – больше желающих-то и нет). Компания «Инвест-строй» должна построить вместо «Телефабрики» Дворец искусств. Его проект для Петербурга поистине уникален. В первую очередь потому, что новый комплекс возведут на условиях частно-государственного партнерства. Кстати, Смольный намерен реализовать еще несколько проектов на основе ЧГП, но все они пока находятся только в начальной стадии переговоров.

Дворец искусств будет включать в себя концертный зал на 1600 мест, выставочный комплекс для экспозиций различных направлений современного искусства, лекционный зал на 2500 мест (в нем также предполагается проведение различных конференций) и подземный паркинг на 700–900 автомобилей. Вокруг них разместятся кафе, рестораны, отели различной вместимости и иные сопутствующие помещения. Кроме того, территорию обещают серьезно облагородить – вокруг павильонов в уютных скверах установят скамейки, а в теплое время года отдыхающие смогут насладиться игрой света и воды около многочисленных фонтанов. Цена вопроса – около 9,5 миллиарда рублей, а сами строительные работы после получения всех разрешительных документов займут около двух лет.

– Состоятельная публика должна стремиться сюда, зная, что на этой площадке проходят крупнейшие события в мире искусства, – сообщила вице-губернатор Алла Манилова. – Сегодня город не может по своему усмотрению распоряжаться ни одной петербургской театральной или концертной площадкой – они все находятся в ведении конкретных учреждений культуры. Если речь идет об однодневном мероприятии, здесь проблем не возникает, нам легко идут навстречу. Но когда происходит серьезное событие, продолжающееся неделю, например, такое как Международный петербургский кинофорум, возникают проблемы.

Строительством Дворца искусств городские власти намерены привлечь в Петербург состоятельных ценителей прекрасного. По словам Аллы Маниловой, комплекс станет «новым культурным предложением, на которое откликнется весь мир». Но пока, как выяснил корреспондент «НВ», вся эта красота остается только в воображении проектировщиков. Договор о частно-государственном партнерстве подписан, но и только.

– Говорить о каком-то конкретном решении и уж тем более о начале строительства рано, – сообщил корреспонденту «НВ» источник в компании «Инвест-строй». – В этом году работы точно не начнутся. Что будет в следующем – посмотрим, вероятность начала строительства есть. Сейчас ведется лишь предпроектная подготовка.

 

Музей раздора

Можно предположить, что петербургский комплекс будет напоминать Дворец искусств, построенный несколько лет назад в Будапеште (проект реализовывала как раз компания Шандора Демьяна). Он включает в себя не только концертно-театральные площадки, но и музеи, а также Дворец фестивалей. Стоит отметить, что европейское архитектурное сообщество оценило его весьма высоко. Так высоко, что даже присвоило будапештскому Дворцу искусств престижную награду FIABCI Prix d’Excellence (такой же наградили авторов музея Гугенхайма и реконструированного Лувра). Проектировать петербургский комплекс доверили автору будапештского Габору Забоки, который намерен работать «в сотрудничестве с петербургскими мастерами».

С одной стороны, это внушает определенный оптимизм и надежду на то, что и в Петербурге скоро может появиться шедевр современной архитектуры, гармонично вписавшийся в исторические панорамы. С другой – венгерский Дворец искусств построили в одном из самых неблагополучных и депрессивных районов Будапешта, дав толчок к его новому развитию. Васильевский остров депрессивным не назовешь даже с большой натяжкой.

До сих пор так и не решен самый главный вопрос – какова дальнейшая судьба трамвайного музея? Представители компании «Инвест-строй» заверили корреспондента «НВ», что уникальную коллекцию обязательно сохранят, а сам музей включат в государственный реестр и город возьмет его под свою опеку. У защитников экспозиции такой уверенности нет.

– К сожалению, документа, в котором прописаны все тонкости сохранения архитектурных памятников, расположенных на территории трампарка имени Леонова, нам так и не удалось увидеть, – говорит один из активистов ратующей за сохранение музея группы Петр Владимиров. – Насколько я знаю, даже ГУП «Горэлектротранс» не в курсе, в каком виде экспозиция будет существовать дальше и будет ли существовать вообще. Городские чиновники, в том числе и высшие, не раз говорили о том, что музей недоступен для горожан, что он не работает. Это неправда! Экскурсии каждый день проводятся. Но так как это объект повышенной опасности, их ведут только опытные экскурсоводы, просто так на территорию, конечно, прийти нельзя.

Как рассказал Петр Владимиров, жизнеспособность музея зависит от сохранения так называемых полусараев, ангаров, в которых хранятся экспонаты. Изначально часть их собирались снести. В таком случае исторические трамваи и троллейбусы останутся под открытым небом и попросту сгниют под дождем и снегом.

Интересно, что жители окрестных домов разделились в своем отношении к строительству Дворца искусств примерно поровну. Часть василеостровцев считает, что такой проект действительно необходим. Хотя на культурную его составляющую эти горожане внимание обращают в самую последнюю очередь.

– Если сюда туристы со всего света начнут съезжаться, может быть, хоть тогда на наши ветхие дома внимание власти обратят, – говорит жилец одного из соседних с территорией трампарка зданий Олег Филиппов. – Пусть инвестор заодно и наши коммуналки расселит, а на их месте построит гостиницу. Я только рад буду такому повороту событий.

Против строительства выступают в основном состоятельные хозяева отдельного жилья. Они опасаются, что во время работ придется жить в постоянном шуме, а после их окончания на и так загруженных транспортом улицах еще прибавится машин и весь Васильевский остров намертво встанет в одной большой пробке. Свои позиции стороны намерены озвучить на следующих общественных слушаниях. Но вот когда они состоятся – никто не знает.

Эта страница использует технологию cookies для google analytics.