Опять клюет нас жареный петух
Многие регионы Северо-Запада России, как и в прошлом году, оказались не готовы к пожароопасному лету
Многие регионы Северо-Запада России, как и в прошлом году, оказались не готовы к пожароопасному лету
Сейчас сообщения о борьбе с лесными пожарами снова стали напоминать фронтовые сводки – здесь отступаем, там перешли в контрнаступление, а тут возникли новые очаги (чем не вражеский десант?). Вот только почему мы опять оказались в такой ситуации, ведь погодные условия значительно отличаются от прошлогодних – и близко нет пяти недель засухи на фоне аномальной жары? Причем еще понятно, когда горит юг, но у нас сейчас полыхают Поморье, Коми – где часть территории вообще Крайний Север.
В той же Архангельской области огнем охвачено гораздо больше площадей, чем в прошлом году…
Получается, что чрезвычайную ситуацию создает нам не погода, а мы сами. Вот на Вологодчине нет никакого аврала, как не было его и прошлым летом. И не из-за, скажем, прошедших дождей или снегопадов. И не потому, что там ультрасознательный народ, который окурок в лесу не бросит. Нет, просто тамошний губернатор Вячеслав Позгалев 15 лет активно развивал спецчасти для борьбы с лесными пожарами. Созданная им структура в десятки раз мощнее, чем те силы и средства, которыми могут похвастаться другие регионы, аналогичные по площади и численности населения. Вот и получается, что в Вологодской области возгораний столько же, сколько у других, но они быстро локализуются и тушатся, не принося большого ущерба.
Проблема в том, что пока Вологодчина развивала противопожарную службу, во многих других регионах сельские депо закрывались, обновление техники не производилось, профессионалы увольнялись… Когда прошлым летом клюнул то ли жареный, то ли красный петух, вроде бы стали реанимировать подразделения огнеборцев, да только слишком много надо возрождать. Да и тут у нас не все гладко. Например, федеральные средства для закупки соответствующей техники в Поморье пришли лишь в конце июня, когда регион уже полыхал. А ведь надо еще тендеры провести! Так что когда в этом северном крае выпадет первый снег, новые машины заступят на службу. Наверное, катки заливать.
Во всей этой истории есть еще один очень важный момент. Кто был в прошлом году признан героем? Губернаторы, чьи регионы оказались не готовы к борьбе с огнем, которые пришлось тушить всем миром. А главы областей, где были во всеоружии, добрых слов не удостоились. Опять же, как в прошлом году раскололи население? Кто свой дом отстоял от пожара – остался ни с чем, точнее, со своей зачастую ветхой халупой, а погорельцы получили новые хоромы – да такие, о которых и мечтать не могли.
Может, сейчас у кого-то сидит червячок сомнения: «Надо ли суетиться? Может, за огнем придет и манна небесная?»
Самое главное, что именно сейчас закладываются зародыши будущих пожаров. Огонь, захвативший торфяники, может прятаться в глубине годами. При острой нехватке техники очаги явно останутся недостаточно пролитыми. А значит, как следующим летом солнце подсушит землю, мы снова получим огненный фронт и соответствующие сводки в новостях. Ведь далеко не все смогут создать в своих регионах достаточные по силе пожарные части.