«Сапсан» до Берлина довезет?
В янтарном крае хотят построить собственную высокоскоростную железнодорожную магистраль
В янтарном крае хотят построить собственную высокоскоростную железнодорожную магистраль
Новая администрация Калининградской области, которая взяла бразды правления в регионе год назад, разработала столь смелую программу развития транспортной и дорожной инфраструктуры на ближайшие 10 лет, что питерские амбициозные проекты отдыхают. Стоимость «янтарной» инфраструктурной программы – 600 (!) миллиардов рублей, что в 20 (!) раз больше размера доходной части регионального бюджета в прошлом году.
–Мы хотим воспользоваться чемпионатом мира по футболу 2018 года, матчи которого будет, надеюсь, проводить и Калининград, как якорем, который поднимет инфраструктуру области на новый, самый современный даже по европейским меркам уровень, – отметил в беседе со спецкором «НВ» вице-губернатор региона Роман Скорый. – Мы мечтаем полностью поменять инфраструктурную философию: городу нужен новый международный аэропорт – хаб, новый глубоководный морской порт, новые железные дороги, причем они необходимы в первую очередь и в ближайшем будущем. Но без активной поддержки «янтарных» проектов из федерального бюджета они могут оказаться прожектами.
Географическое положение Калининградской области доставляет его экономике и жителям немало транспортных проблем. На таможне летом скапливаются большие очереди, стоять приходится от пяти часов до суток. Плюс надо заплатить 35 евро за транзитную визу и десятки евро за страховку. Поездка на личном автомобиле получается медленной и накладной. Но самые большие очереди на автомобильных пропускных пунктах образуют грузовики: можно простоять и неделю. Есть сложности и на железной дороге. За товары, произведенные в регионе, приходится платить высокий транзитный тариф по территории Литвы.
Развитию местной экономики мешают высокие грузовые железнодорожные тарифы российского монополиста. ОАО «РЖД» повышает их ежегодно и особых преференций территориально изолированной от всей страны Калининградской области не дает. Но ценовые аппетиты оте-чественного монополиста кажутся скромными по сравнению с тарифами литовских железнодорожников. За транзитный 180-километровый перегон по территории Литвы грузоотправитель вынужден платить за каждый километр в несколько раз больше, чем родным РЖД! Такая несправедливость вкупе с таможенными сборами, а также удаленность анклава от российских рынков сбыта делает калининградские товары менее конкурентоспособными. Казалось бы, чтобы навести порядок с ж/д тарифами, необходимо конструктивно договариваться с Литвой и РЖД, однако региональные власти, говоря о развитии железнодорожной отрасли, имеют в виду совсем другое.
– В Калининградской области необходимо построить выделенную скоростную железную дорогу, по которой не ходят товарные поезда, и довести ее до Берлина, – мечтает Роман Скорый. – В идеале за счет бюджета построить ВСМ Москва – Калининград – Берлин протяженностью 1800 километров, по которой будет курсировать «Сапсан» со скоростью 300 километров в час. Построив эту дорогу, мы раз и навсегда решим проблему пассажирской связи анклава с Европой и остальной Россией.
Иностранцы, особенно из стран-соседей – Германии, Польши, Литвы – судят обо всей России именно по ее маленькому балтийскому эксклаву. Роль «российской витрины в центре Европы» дает калининградцам определенные преференции. Удаленность от «метрополии» идет экономике Калининградской области на пользу: федеральный центр стабильно снабжает свой балтийский анклав субвенциями. В доходной части городского и областного бюджетов федеральная надбавка составляет 100 процентов. Финансирование здравоохранения, дорог, инженерной инфраструктуры, школ идет в основном из Москвы. Именно из Москвы оплачиваются реконструкция аэропорта Храброво, строительство Приморского автодорожного кольца по побережью Балтийского моря, дноуглубительные работы в Морском порту. Но строительство ВСМ по маршруту Москва – Калининград – Берлин российский бюджет может попросту не потянуть. Прокладка одного километра выделенного скоростного железнодорожного полотна оценивается в 20 миллионов евро. Только за 600 километров между бывшим Кенигсбергом и Берлином придется заплатить 12 миллиардов евро, или 450 миллиардов рублей. Вот откуда взялась эта неподъемная цифра на подъем транспортной инфраструктуры «региона 39» – 600 миллиардов рублей, о которой рассказал «НВ» вице-губернатор Скорый…
Объекты областной инфраструктуры сегодня делятся на общие, жизненно необходимые региону, и специализированные – сооружения для ЧМ-2018 по футболу. Общие – это современный международный аэропорт вместо провинциального по духу и пропускной способности аэропорта Храброво, новый автовокзал, современный морской порт, скоростные дороги, транспортные развязки и путепроводы, обустройство набережных главной городской реки Преголи, капитальный ремонт фасадов и городских подземных коммуникаций. Специализированные объекты – строительство футбольного стадиона на 40 тысяч мест, двух новых мостов через Преголю, по которым будут добираться к арене болельщики на колесах, строительство пресс-центра, деревни спонсоров и внешнего периметра, ряд других сооружений. Так вот: затраты на строительство как общих, так и всех специализированных объектов оценивается в 100 миллиардов рублей, а одной только скоростной магистрали Кенигсберг – Берлин – в 450 миллиардов! Последняя сумма сопоставима с затратами на Олимпиаду в Сочи, и федеральный бюджет вряд ли сможет изыскать на новый проект свыше 15 миллиардов долларов. Калининграду еще повезет, если на организацию ЧМ-18 федеральный бюджет выделит региону 50 миллиардов рублей. Ведь кроме янтарной столицы заявку на проведение матчей ЧМ-18 подали еще 12 российских городов, и все они мечтают откусить хороший кусок от общего футбольного бюджетного пирога стоимостью 150 миллиардов рублей. Но Роман Скорый оптимизма не теряет.
– Выделенные скоростные железные дороги давно стали нормой в Западной Европе и США, – считает он. – В заявочной книге мы отметили, что обеспечим болельщиков, в том числе и зарубежных, железнодорожным сообщением качественно иного уровня. По технологии нельзя совмещать действующее железнодорожное полотно с возможностями экспресса, способного разогнаться до 400 километров в час. Если удастся реализовать все программы, которые наметила администрация Калининградской области, то получится, что если вчера мы жили в Монголии, то завтра начнем жить как в Германии. Самые затратные проекты администрация планирует реализовать на основе государственно-частного партнерства и концессий, когда частная компания будет строить под гарантии государства.