На «Сапсане» до Иркутска!
Петербуржцам наглядно продемонстрировали светлое будущее «Российских железных дорог»
Петербуржцам наглядно продемонстрировали светлое будущее «Российских железных дорог»
Какими станут российские железные дороги через несколько десятков лет, продемонстрировали в Петербурге. В субботу на одну из платформ Балтийского вокзала прибыл уникальный поезд, в вагонах которого каждый желающий мог узнать, как скоро высокоскоростные магистрали свяжут большинство крупных городов страны, на что заменят устаревшие отечественные электрички. Многие гости, среди которых оказался корреспондент «НВ», даже смогли почувствовать себя в роли машиниста «Сапсана».
Желающих посетить оригинальную железнодорожную экспозицию оказалось неожиданно много. Длинная очередь выстроилась перед обычным составом, снаружи вовсе не примечательным. Но внутри… Такое чувство, что мы попали в космолет – вагоны с экспонатами освещались неоновыми лампами, вмонтированными в пол, а вместо привычных окон: большие мультимедийные экраны, на которых демонстрировались ролики из жизни ОАО «Российские железные дороги».
Приветливый экскурсовод сразу начал рассказывать горожанам о ныне действующих высокоскоростных поездах «Сапсан» и «Аллегро», макеты которых здесь можно рассмотреть в мельчайших деталях. Корреспондента «НВ», ранее уже исследовавшего их вдоль и поперек в депо Металлостроя, где расположена база скоростных составов, больше интересовала схема развития высокоскоростного движения. Если ей верить, к 2030 году домчаться с ветерком из Петербурга и Москвы можно будет до Омска, Югры и Иркутска. Правда, для этого придется проложить новую магистраль, ведь в будущем поезда смогут развивать скорость до 350–400 километров в час. С учетом большого желания ОАО «РЖД» и поддержки Минтранса РФ эти проекты отнюдь не кажутся утопией.
А вот уже что-то новенькое! Экскурсовод перешел к следующему макету – миниатюрному поезду с нежным названием «Ласточка». В будущем эти составы должны заменить курсирующие на пригородных направлениях электрички. «Ласточку» разработали в Германии, но с учетом всех российских особенностей. Максимальная скорость поезда – 160 километров в час. Впрочем, повальное оснащение ими даже основных пригородных направлений – довольно долгосрочная перспектива.
– Проходите в следующий вагон, дальше будет еще интереснее, – заканчивает свой рассказ экскурсовод.
И он оказался совершенно прав. Гостям показывали модели большинства использующихся вагонов, макеты станций, вокзалов и переездов. У мужчин особый интерес вызвала модель-копия передвижного железнодорожного ракетного комплекса, у женщин – яркий стенд вокзального комплекса будущего с чистыми удобными платформами, подсвечивающимися навесами и автоматизированной системой оповещения.
Но главный сюрприз ждал гостей ближе к концу экскурсии – специальный тренажер, на котором каждый желающий смог попробовать себя в роли машиниста «Сапсана». Это только на первый взгляд кажется, что управлять поездом несложно. Для начала предстоит разобраться во множестве кнопочек, лампочек и циферблатов, от обилия которых рябит в глазах. В итоге, правда, выяснилось, что большинства из них касаться не придется. Современный состав управляется, по сути, одной ручкой-рычагом, похожей на компьютерный джойстик. Вроде все просто – знай себе переводи состав с одного пути на другой, ориентируясь по сигналам светофора и командам инструктора. Но когда тренажерный «Сапсан» «подъезжает» к крупной станции и пути начинают разбегаться в разные стороны с огромной скоростью, недолго и растеряться. Корреспонденту «НВ» все же удалось разобраться во всех их хитросплетениях и доставить виртуальных пассажиров в нужный пункт без потерь (только пришлось применить экстренное торможение). Но многие гости выставки сталкивались со встречным товарным поездом, после чего проникались уважением к машинистам, которым приходится вести в таком ритме настоящие составы.
– Меня, если честно, даже пот прошиб, когда на экране впереди показался встречный локомотив, – призналась посетительница выставки Виктория Цвейба. – Представляю, какой стресс машинисты испытывают во время движения!
– Ну что вы, никакого стресса, – заверил девушку инструктор. – Машинисты долго тренируются перед тем, как выйти на линию. Так что пассажиры могут не волноваться.
В воскресенье уникальный поезд покинул Петербург. Впереди у его работников длительное путешествие. Экспозиция с многочисленными остановками проследует до Комсомольска-на-Амуре, после чего по Транссибирской магистрали вернется в Москву.