«У вас не концертный зал, у вас – дом»
Директор и художественный руководитель «Октябрьского» Эмма Лавринович считает, что БКЗ ни при каких условиях не опустится до пошлости и дурновкусия
Директор и художественный руководитель «Октябрьского» Эмма Лавринович считает, что БКЗ ни при каких условиях не опустится до пошлости и дурновкусия
Несмотря на все трудности и проблемы нашего времени, эта концертная площадка остается одной из любимых и для зрителей, и для артистов. В год здесь проходит больше 200 программ, и большинство с аншлагами…
– Эмма Васильевна, почему летом, когда в Петербурге столько туристов, концертная жизнь в БКЗ замирает?
– Если раньше мы брали на лето программы Мюзик-холла, ансамбль «Березка», балет Игоря Моисеева, постановки «Лебединого озера», то сейчас среднестатистический турист, приезжающий в Петербург, в связи с взлетевшими ценами на гостиницы, транспорт, питание старается пойти в Эрмитаж, Петергоф, Пушкин, а на вечерние концерты просто денег не остается. К тому же теперь многие звезды активно гастролируют по городам и весям, и фактически любого артиста зрители могут увидеть дома – зимой, весной, осенью. Поэтому все продюсеры, кто пытался как-то освоить летнее время, заполучить в БКЗ зрителей, проваливались. У нас летом только «Тодес», Михаил Задорнов, Эдита Пьеха хорошо проходят. Денег нет у народа, а иностранцы идут в Мариинку, в Михайловский. Но мы не теряем времени даром, пользуемся этим летним относительным покоем, и все службы БКЗ занимаются текущим ремонтом. Залу ведь уже больше сорока лет, он всегда активно эксплуатировался, принял миллионы зрителей. По уму, надо бы закрыть его на два года и полностью поменять всю «внутренность», инженерные коммуникации, «начинку». Но это нереально. Поэтому мы каждый год, закрываясь на месяц-полтора, стараемся кусочками что-то менять. Сделали красивые, светлые холлы, поменяли кресла, стекла… В этом году доделываем полы первого этажа.
– Поговорим о ценах на билеты. Они немаленькие, но сегодня сложилась уникальная ситуация, когда в Москве цены на концерты, особенно западных звезд, взлетели так высоко, что столичным зрителям можно приехать на пару дней в Петербург, поселиться в отеле, купить здесь намного дешевле билет на тот же самый концерт и ничего не потерять в финансах…
– Несмотря на то что сдаем зал в аренду, мы с каждым промоутером ведем борьбу за то, чтобы они не поднимали резко цены на билеты. Наши питерские промоутеры уже знают ситуацию в городе, но когда на горизонте появляются московские акулы шоу-бизнеса, то стараются взвинтить цены. Мы говорим: «Ребята, не спешите Москву, где достаточно народа, получающего большие деньги, где огромный приток небедных туристов, сравнивать с нашей ситуацией!» Ведь если сегодня в Петербурге билет за 3 тысячи рублей считается дорогим, то на концерте этого же артиста в Москве он будет стоить все 15. И вот что произошло не так давно с Ринго Старром. Легендарный, любимый артист, приехавший в Петербург после десятилетнего перерыва, многие меломаны очень хотели бы пойти, но цены оказались неподъемными. В результате – полупустой зал, были недовольны и артист, и зрители, да и устроители гастролей. Помню, как еще один московский промоутер на выступление западного балетного коллектива зарядил завышенные цены и на все наши уговоры снизить цены, чтобы собрать аншлаг, заявлял: «Пусть будет продано мало билетов, но я приучу этот город к дорогим билетам!» Закончилось тем, что на всемирно знаменитый балет продали меньше тысячи билетов, и только те, что подешевле, – на балкон. А партер пустовал, представляя собой жуткое зрелище. Ну а шишки все потом сыпались на «Октябрьский»…
– Однако цены на билеты и в Петербурге не стоят на месте. Многим уже не по карману пойти на концерт, приобрести два билета, посидеть в театральном буфете…
– Увы, цены диктует наше время. Устроители концерта ведь не только платят за аренду зала и гонорар артисту, но еще и выкладывают большие суммы за рекламу (расклейка афиш в городе нынче дороже аренды зала), транспортные расходы, отели. Тем не менее мы работаем двести с лишним концертов в году, аншлаги у нас норма, а пустые залы – ЧП. Мы не стали залом для бизнес-элиты. К нам идет самый разный зритель, и мы стараемся сделать все, чтобы посещение БКЗ стало праздником, подняло настроение, чтобы зрителю было у нас комфортно, удобно, чтобы он получал достойные программы. То есть чтобы цена соответствовала качеству.
– Выпускает ли БКЗ свои собственные программы?
– В основном детские. 25 ноября сделаем программу «Нашим мамам», все билеты раздадим бесплатно малообеспеченным семьям. Готовим еще и программу на базе мультфильмов, куда пригласим воспитанников детских домов. Создадим программу «Танцующее детство», где соберем лучшие танцевальные коллективы города, а родителей этих детей пригласим бесплатно. Наш главный режиссер зала Геннадий Шагаев приступил к работе над воссозданием в современном варианте легендарного абонемента «Музыка от А до Я», на котором в БКЗ выросло не одно поколение.
Творческое управление БКЗ регулярно создает и проводит городские мероприятия, посвященные каким-то юбилейным датам, профессиональным праздникам. Это эксклюзивные праздничные программы, для которых специально готовятся декорации, приглашаются самые яркие звезды и лучшие ведущие. Эти программы достойны того, чтобы их увидели не только гости БКЗ, но и миллионы телезрителей, и с помощью телеканала 100 ТВ телеверсии таких концертов постоянно выходят в эфир.
С телеканалом 100 ТВ и Балтийской медиа-группой мы работаем очень плодотворно. Недавно сделали программу, посвященную памяти нашего замечательного композитора Вениамина Баснера. Получился очень хороший концерт, телеверсия которого собрала высокие рейтинги. И теперь мы планируем каждый год в день рождения города создавать свои собственные программы, посвященные творчеству ленинградских, петербургских композиторов.
– Многие звезды разных поколений признаются в своей любви «Октябрьскому», называют его самым лучшим и самым желанным залом!
– Артисту нужно побольше внимания и тепла, поменьше официальности. Многие звезды говорят: «У вас не концертный зал, у вас – дом». В последние годы сложилась замечательная традиция концертов в день рождения. Сами подумайте, если артисту здесь не очень комфортно, поедет он из Москвы или из Риги в свой день рождения в Петербург? Но вот уже 20-й раз Валерий Леонтьев едет отмечать день рождения именно к нам. А Михаил Задорнов, недавно попробовавший впервые выступить в свой день рождения в БКЗ, потом сказал: «Я еще никогда так замечательно не отмечал этот день!»
Немало артистов, что появились у нас в одной-двух программах, душой прикипают к БКЗ. Можно сказать, членом нашего коллектива стал Дима Харатьян, который отменяет съемки, гастроли, если ему звонят из «Октябрьского». Дружим мы с Сережей Безруковым (он отмечал 35-летие на нашей сцене), Александром Маршалом, Дмитрием Певцовым. Я уже не говорю о представителях старшего поколения – Иосифе Кобзоне, Александре Пахмутовой, Льве Лещенко, Анне Шатиловой, Элине Быстрицкой, Василии Лановом – наша дружба проверена десятилетиями.
– А как вы справляетесь со звездной болезнью гастролеров, их завышенными требованиями? Неужели в БКЗ Киркоров никогда не показывал свой крутой нрав?
– Мне было так удивительно узнать о скандале, случившемся с Филиппом Киркоровым в знаменитом столичном зале, потому что в «Октябрьском» ничего подобного с ним не было и быть не могло. Я не оправдываю Филимона (зову его так по давней дружбе), конечно, он должен сдерживать свои эмоции, помнить, что он народный артист, кумир для многих. Но артист по своей профессии – человек эмоциональный, ранимый, и наша задача – помочь ему, создать комфорт, а не вызывать раздражение. Знаете, любую конфликтную ситуацию можно предусмотреть или остановить – было бы уважение, любовь к артисту. Моя любимая фраза, обращенная к своим сотрудникам: «Если вы не любите артистов, вы не сможете здесь работать!»
В свое время в БКЗ состоялся творческий вечер Раймонда Паулса, где был показан мюзикл «Сестра Кэрри» с Маргаритой Тереховой. И вот в разгаре репетиций, в окружении множества людей, Маргарите что-то не понравилось в поведении нашего режиссера Олега Аверьянова. И она дала волю эмоциям, сорвалась: «Да какой вы режиссер, вы бездарь!» Но он, признанный мастер своего дела, хоть и побледнел, но не сбился на перепалку, а только улыбался: «Маргарита, вы – моя любимая актриса!» Она не унималась: «А вы – дурак!» На что он опять улыбался: «Вы все равно моя любимая актриса, я остаюсь вашим поклонником!» И знаете, Терехова на глазах оттаяла, разулыбалась. Конфликт был погашен, гроза прошла стороной… Даже если у артиста сдали нервы, мы не имеем права отвечать резко, хамить. Отвечать будем только добром, любовью, уважением, семейным теплом.
– Есть ли персоны нон грата для «Октябрьского» зала?
– Таких нет. Но посмотрите, что творится на нашем ТВ – это ужасно, когда даже с федеральных каналов звучит мат, льется пошлость. Несколько раз возникали ситуации, когда такие программы и такого рода звезды-матерщинники хотели провести на нашей сцене свои вечера, концерты, встречи со зрителями, но мы говорили: «Нет!» Хотя концерты нам очень нужны, у нас существует план по концертам, по количеству зрителей. Но прежде всего мы уважаем своего зрителя, уважаем свою репутацию. Пошлость и дурновкусие со сцены зала «Октябрьский» литься не будут…