Виновные или крайние?
Взрыв в Балтийске унес жизни десяти человек и посадил за решетку двух начальников среднего звена
Взрыв в Балтийске унес жизни десяти человек и посадил за решетку двух начальников среднего звена
Завершено расследование трагедии в Балтийске, когда произошел взрыв на судне «Енисей». Два не самых крупных начальника – начальник участка и его мастер – признаны виновными. Но виновны ли они в произошедшем?
Этот день и час небольшой Балтийск запомнит навсегда. В городе военных моряков всегда спокойно относятся к различного рода шумовым эффектам. Никто из балтийцев не вздрагивает от громких хлопков со стороны моря или полигона морской пехоты. Все понимают: проходят учения. Но в памятный полдень 5 июня 2008 года раскаты взрыва донеслись со стороны одного из городских районов – Русской набережной. Оттуда, где по определению не могло происходить никаких взрывов.
Город вздрогнул, как оказалось, не напрасно. В плавучем доке 33-го судоремонтного военного завода произошел взрыв на ремонтировавшемся гражданском судне «Енисей». Взрыв, ставший самой массовой трагедией в истории отечественного судоремонта, унес в одно мгновение десять человеческих жизней.
– Место происшествия мы осматривали с помощью специальной техники и экспертов в течение сорока дней, – рассказал «НВ» один из участников предварительного расследования. – Останки некоторых жертв трагедии, оказавшихся в эпицентре, собирали буквально по крупицам. Невероятно жуткая картина, которая стала следствием безответственности и халатности. Было бы чудом, если бы такой ремонт закончился благополучно. Чуда не случилось.
С последним утверждением трудно не согласиться. Взрыв в доке на гражданском судне до момента трагедии можно было представить только в каком-то черном фантастическом рассказе.
– По определению: акцент на безопасность – одно из неписаных и писаных правил постановки любого судна или корабля в док, – рассказал «НВ» докмейстер с 30-летним стажем Сергей Новоселов. – Вообще докование судна – процесс ювелирный. При длине корабля в сто метров допускается погрешность при постановке на клетки в 5 сантиметров. Представляете, поправка даже не процент, а сотые доли процента. В доке все подчинено одному – безопасности. Прежде чем плавсредство становится в док, оно не только должно слить практически все имеющееся на борту топливо, но и зачистить и пропарить топливные танки. Только после этого руководство предприятия имеет право давать разрешение на постановку в док.
Однако длившееся на протяжении двух с половиной лет следствие регламентных документов не читало и сразу же определило двух виноватых в трагедии – начальника докового участка Виктора Омельяненко и его подчиненного мастера Геннадия Калашникова, никакого отношения к постановке судна в док не имевших. Оба подследственных, а ныне осужденных на реальные срока заключения, не один год проработали на заводе, оба знают технологический процесс назубок. Оба провожали в тот роковой день своих ребят на последнее рабочее задание – зачистить только что опустошенную от топлива цистерну от шлама.
Тогда, в конце мая 2008 года, никто не обратил внимания на то, что «Енисей» становится в док с полными танками. Позже найдется и объяснение этому факту, практически легшему в основу трагедии на «Енисее». Судно коммерческое, док военный, завод уже месяцами задерживает зарплату своим работникам. А тут выгодный гражданский заказ и оплата сразу же без каких-либо задержек.
– Существует такой порядок: в исключительных случаях разрешено доковать суда с топливом, – рассказывает Новоселов. – Но при этом необходимо соблюсти ряд документальных процедур и усилить технологию безопасности не только на ремонтируемом объекте, но и во всем доке. Но, как видно, в данном случае никакого аврала не было. Начальство просто катализировало трагедию. Если бы она не произошла на «Енисее», то случилась бы в следующий раз на другом стоящем в доке плавсредстве.
– Виктор всегда болеет производством, – рассказала «НВ» супруга Омельяненко Лариса. – Приходил домой – рассказывал все до мелочей. Но тогда никто никаких экстренных противопожарных мер не принимал. Ему так и сказали, мол, цистерна была заполнена под завязку, теперь топливо перекачали. Теперь емкость надо зачистить от шлама. Обычная доковая работа.
Специалисты заявили, что, если бы рабочие бригады осуществляли очистку пропаренной цистерны, никаких предпосылок к происшествию не возникло бы.
– Но и пары дизельного топлива могли сдетонировать только при определенных сросшихся в одну цепочку обстоятельствах, – утверждает Лариса Омельяненко. – Виктора обвиняют, что он не сделал газоанализ. Но в доке газоанализ цистерн делался в исключительных случаях. Ни Виктор, ни Гена не знали, что в док поставлена практически бомба. И в цистернах не солярка, а неизвестная легковоспламеняющаяся жидкость. И это не мнение жены, пытающейся вытянуть своего мужа, это утверждают эксперты.
Действительно, в подшитом в уголовном деле акте исследовательского центра экспертизы пожаров написано следующее: «…причиной взрыва внутри цистерны основного состава топлива явилось воспламенение паровоздушной смеси неустановленной легковоспламеняющейся жидкости от искр, которые могли образоваться как в результате соударения трансформатора о днище цистерны, так и в результате повреждения переносного светильника». Но ни следствие, ни суд не обратили внимания на этот документ.
– Безопасность доковых работ начинается задолго до постановки судна, – поясняет Новоселов. – То есть письменное разрешение на постановку «Енисея» должны были давать даже не командир дока, а руководители завода. Но прежде специальная заводская команда должна была обследовать судно, убедиться в том, что именно находится в трюмах и тем более танках – или они пусты. В случае малейших сомнений провести тот же самый газоанализ. Но, судя по всему, ничего этого проведено не было.
Длившееся почти два года следствие не стало себя утруждать дополнительными экспертизами по установлению химсостава неизвестной жидкости, которая находилась в танках судна в избыточном объеме. Поэтому Виктор Омельяненко и Геннадий Калашников признаны единственными виноватыми в этой трагедии. Трагедии, которая, судя по непрофессиональным и скоропалительным результатам следствия, обязательно повторится.