«Ленфильм» сливают?
Александр Сокуров и Алексей Герман-старший, обеспокоенные судьбой старейшей киностудии России, направили открытое письмо Владимиру Путину
Александр Сокуров и Алексей Герман-старший, обеспокоенные судьбой старейшей киностудии России, направили открытое письмо Владимиру ПутинуВот что написали в своем послании прославленные кинорежиссеры
Уважаемый Владимир Владимирович!
На днях нам стало известно, что Минфин России поддерживает проект указа президента Российской Федерации «Об открытом акционерном обществе «Объединенная киностудия «Ленфильм» и проект соответствующего распоряжения правительства Российской Федерации об учреждении «Открытого акционерного общества «Объединенная киностудия «Ленфильм». При этом киностудия «Ленфильм» становится частью концерна «Всемирные русские студии», которым владеет В.П. Евтушенков. Это означает, что в частные руки перейдет и вся историческая киноколлекция студии, которая по закону может и должна принадлежать государству.
Мы также знаем, что 30 июня 2011 года вышло распоряжение № 1203-р Росимущества.
В данном документе мы прочли, например, что сто процентов акций киностудии «Ленфильм» оцениваются всего в 105 миллионов рублей… Мы, по сути, являемся свидетелями осуществленного банкротства киностудии. При таком положении дел «Ленфильм» теряет всякую самостоятельность и независимость внутри концерна.
Среди прочего в этом распоряжении принимается решение о создании совета директоров акционерного общества «Киностудия «Ленфильм». Мы сразу обратили внимание, что среди членов совета директоров нет ни одного представителя собственно киностудии «Ленфильм», а есть только чиновники и заинтересованные финансисты. Мы прекрасно понимаем, почему и с какой целью создан именно такой совет директоров. Начинается постепенное и, казалось бы, необратимое поглощение киностудии «Ленфильм», национального общественного достояния, сильной финансовой группой. Подобные действия не кажутся нам законными и справедливыми. Создавая в Петербурге одну на весь регион страны киностудию, мы, по сути, узакониваем ситуацию появления крупного монополиста. Кроме того, слияние киностудии «Ленфильм» с «Всемирными русскими студиями» для всех нас означает конец «Ленфильма» и как культурно-исторической национальной ценности, и как независимого производителя высококлассной национальной кинематографической продукции. Именно вокруг киностудии «Ленфильм» с самого ее основания группируются наиболее известные и интересные во всем мире режиссерские имена.
Для нас нет никакого сомнения, что киностудия «Ленфильм», устоявшая в годы блокады, не погибшая в тяжелые девяностые годы, должна существовать и развиваться как независимое художественное производство. Мы уверены, что «Ленфильм» можно и нужно сохранить как студию национального, гуманитарного, исторического кино и как площадку для молодых кинематографистов. Подобной киностудии в стране нет. Наш национальный интерес в том, чтобы она обязательно была.
Вы приняли правильное решение в связи с чрезвычайно тяжелым положением в российской мультипликации – мы искренне рады за наших выдающихся художников-мультипликаторов. Оказалось, что проблема решается довольно простыми распоряжениями: вернуть киноколлекцию студии мультипликаторам, помочь в финансировании восстановительных работ и развитии мультипликации как национальной отрасли.
Киностудия «Ленфильм» является уникальным творческим коллективом с основополагающими традициями. И Ленинград, и Санкт-Петербург всегда гордились своей киностудией. Поглощение «Ленфильма» гигантом, который будет в любом случае ориентирован только на коммерческую, телевизионную продукцию, приведет к необратимым последствиям в кинематографической географии России. На фоне реставрации театра на Каменном острове, реконструкции части Генерального штаба для Эрмитажа, огромного объема реставрационных работ в окрестностях Петербурга, строительства новых театров в самом городе, – на этом фоне странным выглядит столь жесткое действие, приводящее к разрушению «Ленфильма».
Мы уверены, что при принятии решения, адекватного решениям по мультипликационному кино, можно не только спасти «Ленфильм» как работающую государственную студию, но и существенным образом поправить тяжелое сегодняшнее положение.
Без всякого сомнения, оставшись независимым, «Ленфильм», собравший вокруг себя ведущие художественные силы современного российского кино, может возглавить производство и развитие игрового, документального, научно-познавательного кинематографа. И здесь нам есть чем гордиться.
Результат не заставит себя долго ждать: российское кино получит новые фильмы мастеров многонациональной России.
Судьба «Ленфильма» сегодня – вопрос большой политики в области культуры России.
Мы надеемся на Вашу, Владимир Владимирович, помощь, на Ваше понимание и скорейшую поддержку.
09.08.2011
Народный артист России, кинорежиссер Алексей Герман
Народный артист России, кинорежиссер Александр Сокуров
Будущее студии остается туманнымПисьмо режиссеров Александра Сокурова и Алексея Германа вскрывает нарывы, которые зрели много лет. Как говорит Сокуров, они обратились не случайно к премьер-министру Владимиру Путину, потому что «этот человек – единственный источник тех решений, которые принимаются на всех уровнях».
–Кто дал карт-бланш Евтушенкову в поглощении «Ленфильма»? Конечно, глава правительства! – считает Сокуров. – Общественности же страны и общественности города глубоко наплевать на проблемы студии. Нам никто никогда не помогал. Была еще какая-то надежда, что «Ленфильм» заберет город. Мы несколько раз вели переговоры с Валентиной Матвиенко, последний раз – в конце июня. Город был готов взять «Ленфильм» под свое крыло, но студию городу не отдали.
Теперь другой вопрос: а насколько свое-временно это письмо? Что произошло такого, чтобы оно появилось именно сейчас? Сокуров и Герман ссылаются на действия Минфина России, который поддержал проект указа президента РФ об учреждении ОАО «Объединенная киностудия «Ленфильм», и на распоряжение № 1203-р Росимущества 30 июня 2011 года, по которому «Ленфильм» теряет всякую самостоятельность и независимость внутри концерна.
Одна из главных претензий, которые выдвигают Сокуров и Герман, – то, что среди членов совета директоров «Ленфильма XXI» – только чиновники и заинтересованные финансисты и ни одного представителя киностудии «Ленфильм».
– О каком паритете и о каком творчестве может идти речь, когда эта фабрика (RWS. – Прим. ред.) рассчитана на производство телевизионного, коммерческого скоропалительного продукта. Откуда дебюты будут? – восклицает Сокуров.
Пресс-секретарь акционерной финансовой корпорации «Система» Юлия Белоус передала нам официальный комментарий руководителей концерна:
«АФК «Система» совместно с государственными ведомствами ведет поиск возможных вариантов государственно-частного партнерства на базе «Ленфильма», которое бы позволило успешно развиваться одной из старейших киностудий нашей страны, находящейся сейчас в бедственном хозяйственном положении. Для нас важно сохранить традиции и творческий коллектив, приумножив бизнес-потенциал кинокомплекса. Однако на настоящий момент никаких конкретных решений по созданию такого партнерства не принято, оценка актива не произведена, поэтому говорить о деталях возможного партнерства преждевременно».
Юлия Белоус посоветовала нам посмотреть устав «Ленфильма», в котором сказано, что 105 миллионов, о которых упоминают Сокуров и Герман, – это уставной капитал киностудии, то есть названную сумму нельзя считать оценкой компании.
– По закону оценку заказывает Росимущество, и оно может это сделать только после постановления правительства, которое еще не принято, – подчеркнула Юлия Белоус.
– Даже если это разные вещи теоретически, но фактически это одно и то же, – возражает на это Сокуров в разговоре с «НВ». – В документе, который находится у меня, речь идет об акциях. Все равно решение зреет, у меня дома весь пакет документов Минфина, поверьте, если бы этого не было, мы не такие с Германом ежики, варежки, мы не стали бы цифры приводить. Это вообще не вопрос для дискуссий – просто эти люди делают подмены постоянные, они постоянно лавируют, постоянно хитрят.
Напомним, что глава «Системы Масс-Медиа» (в которую входит АФК «Система») Андрей Смирнов не раз подчеркивал, что корпорация «Система» намерена на собственные средства спасти «Ленфильм» от царящей там разрухи, сохранив исторический бренд и «культурную точку». Уже не первый год идет обсуждение отношений «Ленфильма» и АФК «Система»: речь идет о государственно-частном партнерстве, в котором частный инвестор хочет обладать контрольным пакетом. Предполагалось, что в ОАО «Ленфильм» не менее 25 процентов плюс одна акция будет принадлежать государству.
Директор киностудии «Ленфильм» Владимир Шайдаков, воздерживаясь от каких-либо комментариев по поводу поглощения старейшей студии страны финансовой структурой, тем не менее не скрывает, что государственной помощи сегодня «Ленфильм» не получает. Может быть, именно поэтому студия, пытаясь выжить, заламывает аховые цены на аренду площадей. И тот же режиссер Виктор Мережко предпочитает открыть собственную студию в Петербурге, но не пользоваться павильонами «Ленфильма».
Что сулит предстоящее слияние «Ленфильма» с теми же «Мировыми русскими студиями» (RWS), можно только предполагать. Гендиректор RWS Юрий Сапронов еще год назад заявлял: «Мы хотим сохранить традиции и коллектив, делаем все возможное, чтобы вернуть студии права на ее фильмотеку. Но оптимизация необходима, чтобы студия могла работать как эффективная бизнес-структура».
Продукцию студии RWS зрители уже оценили: в основном это телевизионные фильмы, сериалы, развлекательные программы, авторского кино здесь нет.
Елена Добрякова
кстатиС 2003 года АФК «Система» является генеральным спонсором проекта по созданию информационно-образовательных центров «Русский музей: виртуальный филиал». Инвестируемая каждый год сумма в 1 млн долларов дает возможность открывать в разных городах России филиалы виртуального музея.
прямая речь
Константин Лопушанский, кинорежиссер:
– Я считаю: письмо Сокурова и Германа абсолютно справедливо, и появилось оно вовремя. Ситуация складывается критическая и очень некрасивая. Каждый из нас – и Герман, и Сокуров, и Овчаров, и Сорокин, и я – оказывается в ситуации крепостных актеров в крепостном театре позапрошлого века. Если помещику нравилась труппа, он их обеспечивал, давал простор для творчества. Но в один прекрасный день помещик продал крепостной театр другому помещику. Тому помещику этот театр не интересен, и он из него хочет сделать варьете. А актеров просто никто не спросил, их мнение никому не интересно. Речь идет об уничтожении «Ленфильма» как единицы эксклюзивного творческого кино, кино как очень серьезного продукта именно в плане произведения искусства, а не коммерческого продукта. RWS занимается производством сериалов, которые чаще всего подпадают под категорию «мыла». Это нормальный бизнес. Пусть они этим и занимаются. Но почему их деятельность должна пересекаться с нашей? Почему, чтобы им стало чуть-чуть лучше, нас надо уничтожить? И вообще, что это за странный жест: нас взять и отдать кому-то? С чего вдруг? Это напоминает беспредел лихих 90-х. Меня просто ошеломляет такая бестактность и бездумность. Ко всему прочему поражает названная цена. «Ленфильм» находится в центре города. Это огромнейшая территория. Конечно, здесь финансовая составляющая. И пахнет все это криминалом. У меня это вызывает возмущение. Я, как художник, сделал кое-что для моей страны, для моей Родины, и получил за это целый ряд государственных премий. Но у меня сегодня ощущение, что мне просто взяли и плюнули в лицо! Но почему и за что? Большая надежда на это письмо. Надеюсь, Владимир Владимирович Путин внимательно его прочтет и постарается решить этот вопрос, примерно так, как был решен вопрос с «Союзмультфильмом». Потому что это единственный выход из ситуации. Конечно, в правительстве, я думаю, много всяких дел, но «Ленфильм» – это очень важно. Иначе ситуация приобретет черты очень большого скандала, и скандал этот будет нарастать. Будут возле «Ленфильма» стоять Сокуров, Герман, Овчаров, Евтеева, Сорокин, Светозаров и я с плакатами и постараются не пустить новых владельцев. И очень смелые ребята в форме будут дубинками лупить по деятелям большого кинематографа. Это будет интересно смотреться?..
Андрей Сигле, композитор, продюсер:
– Российский кинематограф сейчас планомерно уничтожают. «Ленфильм» – это родина российского кинематографа. Это – своеобразный храм, намоленное место. Здесь создавались наши величайшие кинематографические творения. В разное время на студии работали крупнейшие мастера отечественного кино. И до сих пор киностудия продолжает работать и создавать великие фильмы. Но какие-то чиновники вдруг решили, что с этим местом можно обойтись как им угодно. Все снести, сделать здесь бизнес-центр, парковки. Или объединить киностудию с кем-то. При этом можно никого не спрашивать, всю эту «толпу безумных кинематографистов» даже не принимать во внимание. Практически пришли и сказали: ребята, мы вам сделаем хорошо, поселим в тепло и уют, а здесь будем распоряжаться сами. Но это наша деревенька! И может быть, на 16-м этаже с горячей водой будет лучше, но мы хотим жить здесь! Зачем вы нас куда-то переселяете, с кем-то сливаете? Как к этому можно относиться? Это то же самое, если бы Эрмитаж куда-нибудь переселить. Построить, например, громадное шикарное здание из стекла и бетона в Красном Селе и поместить туда всю коллекцию Эрмитажа. А в Зимнем дворце можно сделать отличный бизнес-центр. За какие большие деньги его можно будет сдавать! Я думаю, «Газпром» забудет о своей башне, перебегут с радостью туда. Но этого же нельзя допустить! Почему вдруг так вольно поступают с «Ленфильмом»? Что же после этого говорить о кино? Я хорошо отношусь к студии RWS, с которой нас собираются поженить, но они занимаются сериалами, наполняют телевизионный эфир. И довольно успешно! Но сериал не имеет никакого отношения к кино. Это – отдельный бизнес. В нем важна производительность, скорость. А кинопроизводство, напротив, нуждается в неторопливости и тщательности. Мы разные. Зачем мы им?
Юрий Мамин, кинорежиссер:
– Что будет с «Ленфильмом»? Уже давно предлагали сделать из студии некую часовню – там не проводить никакой работы, сделать музей, торговые центры и так далее. А все съемочные площади перенести за город – и «Ленфильм», и RWS, что, кстати, сильно удорожит производство фильмов.
Ну а то, что сейчас падает доллар, падают акции на биржах, заставляет коммерсантов ни в какие новые проекты не вкладывать денег. А «Ленфильм» не сулит больших богатств, не дает простора для чиновников, которые заинтересованы в каких-то определенных доходах для себя и в тех вещах, о которых можно было бы быстро отрапортовать. Студия – не тот вариант. Я имею в виду именно студию со старыми традициями, где делают хорошее кино. Ее возрождение – процесс длительный. Пока массовая продукция побеждает, нужны именно такие студии, как RWS. Это ведь даже не кинематографическая студия, а телевизионная, коммерческая, созданная для того, чтобы дублировать и тиражировать массовый продукт, чтобы зарабатывать деньги, оглупляя общество. Процесс идет постоянно. И меня это не удивляет. Лично у меня иллюзий нет, период романтический мой давно кончился, и я прекрасно понимаю: пока идет дележка и политика внутри, ничего серьезного не будет. Каждый бьется за себя. И Союз кинематографистов не поддержит – это чисто формальная организация.
только фактыСтатистика выпускаемых киностудией «Ленфильм» картин (с 1970 по 2009 год)
1970–1979 – в среднем в год – 23 фильма1980–1989 – 25 фильмов1990–1999 – 19 фильмов2000–2009 – 5 фильмов(Информация с официального сайта киностудии. Данных за 2010–2011 год нет)