«Маленький раскопчик принес сенсацию»

Благодаря археологам на Кольской земле появилась новая православная святыня

Благодаря археологам на Кольской земле появилась новая православная святыня

Суровая земля Заполярья не слишком богата археологическими объектами, а те, что есть, труднодоступны из-за вечной мерзлоты. Поэтому то, что нашли у поселка Луостари в Печенгском районе, стало настоящей сенсацией. Здесь археологи обнаружили постройку, которая, скорее всего, является одной из стен древнего Трифонова Печенгского монастыря – первого на территории нынешней Мурманской области. Даже свое название поселок получил от финского слова luostari – монастырь. Здесь уже несколько лет региональная епархия пытается возродить в Луостари оплот православия, который существовал там еще во времена Древней Руси.

Монастырь заложил преподобный Трифон Печенгский – креститель саамов – в первой половине XVI века. По легенде, перед смертью он предсказал гибель обители. С тех пор монастырь преследует несчастливая судьба. Несколько раз его сжигали финские и шведские захватчики. Они убивали монахов, и в конце концов обитель была полностью разрушена. Уже в наше время на этом месте построили деревянный храм, который в 2007 году сгорел.

Сейчас монастырь полностью восстанавливают на деньги жертвователей Мурманского и Печенгского районов. Интересно, что в этом участвуют и исторические враги монахов – наши скандинавские соседи. По иронии, именно в финских музеях сохранились изображения монастыря, которыми правительство страны Суоми поделилось со строителями. Специально в Воронежской области были изготовлены колокола для новой обители. Они уже установлены и радуют верующих своим звоном. Недавно в монастыре прошла первая служба, однако строительство еще не закончено.

Параллельно со строительством с благословения епархии ведут раскопки археологи. В июле 2011 года они занялись исследованием братской могилы, в которой, по имеющейся у священников информации, похоронены 116 мучеников, пострадавших во время нападения на Печенгский монастырь в 1590 году. Над могилой в 1890 году была построена часовня, а в 1908 году и храм в честь Рождества Христова. Но все постройки в советские времена пришли в негодность и пропали.

Раскопки проходят в Луостари уже третий год. Руководит ими известный ученый, кандидат исторических наук, заведующий отделом археологии Карельского государственного краеведческого музея Марк Шахнович. Марк Михайлович специализируется по Русскому Северу. Экспедиции под его руководством уже работали в Варзуге, Борисоглебске, Кандалакше и Ковдоре. Марк Шахнович за время сотрудничества с церковью уже сделал несколько важных открытий. Например, в Варзуге было найдено самое северное в Фенноскандии укрепленное городище XV века.

Историческую находку сделали в канун дня Крещения Руси – 27 июля, что, по мнению священников, делает ее особенно знаковой. К тому времени поиски останков мучеников продолжались несколько дней. Неожиданно ученые наткнулись на обугленные бревна. Марк Михайлович и его коллеги предполагают, что это останки Печенгского храма, построенного Трифоном Печенгским в первой половине XVI века. Возможно, это не церковная, а крепостная стена, поскольку монастыри в те времена было принято хорошо укреплять.

– Маленький раскопчик, или скорее шурф, принес сенсацию регионального масштаба, – говорит Марк Шахнович. – Бревна, как и связь между ними, хорошо сохранились. Теперь слово за экспертами. Исследование материала позволит определить дату срубки деревьев и дату пожара, чтобы соотнести их со временем разрушения монастыря шведами.

Бревна нашли после пяти дней раскопок. Археологи ушли под землю всего на метр. Раскопки будут продолжены после того, как находка пройдет радиоуглеродную экспертизу, но, скорее всего, это будет уже в следующем году. Что касается определения места братской могилы, то в связи с этой находкой археологи считают, что захоронение было смещено.

В Мурманской и Мончегорской епархии результату раскопок очень рады и считают, что на Кольской земле появилась новая православная святыня, к которой будут приходить паломники. Если лабораторные исследования подтвердят достоверность находки, то на этом месте будет построен еще один храм. Ученые заботливо прикрыли раскоп навесом. Сейчас все ждут результата радиоуглеродной датировки бревен в надежде, что у северян появится еще один повод для гордости своим древним краем.

тем временем…

 

Мурманские саамы требуют захоронения предка

Речь идет об останках, выставленых в областном краеведческом музее. Кости, обнаруженные в захоронении на острове Большой Олений в Кольском заливе (недалеко от Полярного), находятся в отделе истории и культуры коренного народа Заполярья. Останкам более трех тысяч лет, и они принадлежат молодой женщине. Ученые называют национальность, к которой она относится, протосаамами. Это предки нынешних саамов. Исследователям даже удалось по черепу восстановить внешность женщины. Ее скульптурный потрет также представлен в экспозиции.

– Останки любого человека должны быть захоронены, – считает член Ассоциации кольских саамов Елена Королева. – Какая разница, когда жил человек. Его кости не должны быть выставлены на всеобщее обозрение.

Такое же мнение у президента Ассоциации кольских саамов Нины Афанасьевой.

– Саамы верят в загробную жизнь, а это просто проявление неуважения к человеку, – считает она.

Между тем в краеведческом музее к инициативе саамских общественников относятся скептически. Останки женщины они называют предметом археологических раскопок. И отказываются понимать саамскую логику, иначе придется захоранивать останки всех древних людей из всех музеев.

Представители саамской общественности размышляют, не обратиться ли по этому поводу к региональным властям. 

 

Эта страница использует технологию cookies для google analytics.