Кусинское пике
Кто мог разрешить вылет самолета без ведома его хозяина, недоумевают эксперты, опрошенные «НВ»
Кто мог разрешить вылет самолета без ведома его хозяина, недоумевают эксперты, опрошенные «НВ»
В Ленобласти продолжается расследование крушения легкомоторного самолета. Воздушное судно разбилось около 21 часа 15 августа недалеко от деревни Кусино Киришского района. В этот момент на борту находились три человека – пилот Александр Прибыльский и пассажиры Анатолий Баранов и Дмитрий Печугин. Все они погибли.
Самолет Рipеr зацепил линию электропередачи и упал в реку Тигоду. По рассказам очевидцев, самолет достаточно долгое время кружил на предельно низкой высоте, а затем неожиданно задел провода, завалился на бок и упал.
– Давать оценку этой катастрофе до официальных выводов комиссии, расследующей причины аварии, рано, – сообщил корреспонденту один из петербургских авиаторов, пожелавший остаться неизвестным. – Пока же мы можем делать только предположения. Судя по характеру катастрофы, управлял самолетом человек, незнакомый с местной спецификой и особенностями рельефа. Обычно пилоты, самолеты которых базируются на определенных аэродромах, прекрасно знают все препятствия. Человеческий фактор – одна из главных возможных причин. Но в то же время нельзя исключить и технические проблемы. Возможно, в полете заглох двигатель и пилот стал уводить машину от жилых домов ближайшей деревни. Случайно вмешаться в процесс управления мог и кто-то из пассажиров, сидящий в правом кресле второго пилота, где имеются такие же штурвал и педали, что и слева.
По предварительной информации, хозяин самолета во время аварии находился в Петербурге и о вылете не знал. Эксперты, опрошенные корреспондентами «НВ», находят это обстоятельство очень странным.
– Просто прийти на аэродром, сесть в чужую машину и полететь, даже если вы хорошо знакомы с местным персоналом, – это невозможно, – уверен специалист. – Во всяком случае, такого не может быть на аэродромах, где четко налажена система безопасности.
Авиаплощадка, расположенная рядом с деревней Кусино, представляет собой построенную в чистом поле рядом с шоссе взлетно-посадочную полосу и рулежную дорожку с небольшой стоянкой, ранее использовавшиеся сельскохозяйственной авиацией. Даже в качестве вспомогательного аэродрома для больших пассажирских лайнеров или грузовых самолетов ее использовать нельзя, а вот для небольших легких машин местные условия вполне пригодны. Насколько хорошо здесь отлажена система безопасности, еще предстоит выяснить следователям. Однако уже обозначились основные вопросы, на которые придется отвечать руководству кусинского объекта. Главный из них: почему вообще разрешили вылет самолета, хозяин которого находился за 150 километров от аэродрома и не подозревал, как он утверждает, об использовании крылатой машины.
Большая часть опрошенных экспертов склоняется как раз к версии человеческого фактора. Содержать самолет довольно накладно, но без выполнения требований обязательного регламента подниматься в небо на нем никто не разрешит. Постоянно сверяются показания счетчика налетанных часов, после чего по специальному формуляру проводится технические обслуживание. С другой стороны, получить летное удостоверение довольно сложно. Просто купить его, как это часто бывает с правами на управление автомобилем, практически невозможно. Будущий летчик должен не только провести в воздухе 43 тренировочных часа (часть времени с инструктором, часть – в одиночку), но и сдать кучу «земных» экзаменов, показав четкое знание всех требований, правил и устройства самолета. Кроме того, перед экзаменами будущему пилоту предстоит пройти очень жесткую медкомиссию. Плюс ко всему на малых аэродромах часто наблюдается нехватка квалифицированного технического персонала, поэтому местные механики иногда «подшаманивают», чтобы продлить срок службы машины без обязательного технического обслуживания. А это уже значит, что машина все же могла подвести. Кстати, кусинскому аэродрому как раз требуется авиационный техник.
В течение нескольких дней комиссии предстоит изучить обломки самолета (вчера их достали из воды и разложили на берегу Тигоды). Судя по всему, удар оказался очень сильным, машина в буквальном смысле слова разлетелась на куски.