«Попса – это халтура»
Денис Клявер опровергает слухи о том, что группа «Чай вдвоем» прекращает существование
Денис Клявер опровергает слухи о том, что группа «Чай вдвоем» прекращает существованиеНаверное, он достиг уже того возраста, когда можно себе позволить что-то покрепче чая. Или – потяжелее. И сделал резкий поворот в сторону рока. Но у поклонников группы нет повода для беспокойства…
– Денис, ваше первое выступление состоялось в середине 90-х, и, насколько я знаю, удачным его не назовешь...
– Да уж. Наше самое первое выступление было на открытии студии «Европа плюс», когда мы катастрофически облажались. Как мы ни готовились, все было ужасно. Достойней всех держался мой коллега, Станислав, потому что у него был опыт работы на сцене. А через три месяца, в самом начале 1995 года, на конкурсе композиторов имени Виктора Резникова мы уже заняли 3-е место. Выступали как авторы-исполнители, и там нас впервые заявили как группа «Чай вдвоем».
– Правда ли, что вы начали писать музыку в 12 лет?
– Да. У меня и мама, и папа – музыканты. Папа известен больше как актер, но он и композитор очень хороший. (Отец Дениса Клявера – актер Илья Олейников. – Прим. авт.) У нас дома был томик Роберта Бернса, а стихи этого поэта очень музыкальны. И родители, а потом и я – все сочиняли песни на стихи Бернса. Но стихов было не так много. И я помню, как однажды папа приехал с гастролей, я ему показываю свою новую песню, а он говорит: «Секундочку, эти стихи я уже положил на музыку». Не поверите, но я помню свою первую песню – она была в стилистике «Машины времени», буквально какой-то мелодичный кусочек.
– Таким образом, судьба ваша была предопределена: музыкальная школа, затем – Музыкальное училище имени Мусоргского, куда вы бежали с огромной радостью…
– Ни в коем случае. Я ненавидел музыкальную школу. А в музыкальное училище пошел потому, что надо было идти куда-то учиться. Я поступил в класс трубы, а параллельно заканчивал музыкальную школу по классу фортепьяно. Причем поступил не с первой попытки. Первый раз трубу взял в руки в конце июня, а экзамен – в начале июля. Удивительно, что я вообще что-то сыграл. Меня, естественно, не приняли. Я психанул и заявил, что пойду в ПТУ. И вот тут-то самое время выразить благодарность моему педагогу Андрею Курилову, который сыграл судьбоносную роль в моей жизни. Андрей Николаевич позвонил и посоветовал мне идти на подготовительные курсы на эстрадное отделение, где был организован класс компьютерной музыки. Именно там проявились мои способности аранжировки и композиторства.
– Вы были уверены в своем светлом будущем?
– Внутренняя уверенность, конечно, была. Внешне это никак не проявлялось. Когда однажды в пятнадцать лет я пришел домой в одиннадцать часов вечера в прокуренном ватнике, папа сказал: «Сынок, ты чем вообще собираешься заниматься в этой жизни?» – «Как чем? Я буду артистом». Уверенность была. Пока я впервые не услышал себя со стороны. Вот тогда-то меня хватил шок, и я понял, что работы впереди – непочатый край.
– Вас строго воспитывали? И кто был строже: мама или папа?
– Папа воспитывал строго, но редко. Как правило, раз в три месяца. Когда приезжал с гастролей. Получался такой двухдневный курс Макаренко. Причем в день приезда он был добрый, потому что соскучился. А на второй день начиналась «экзекуция». Так что в основном воспитывала меня мама. Часто самым экстраординарным методом – кидала в меня тапки. И чем я становился больше, тем тяжелее становились тапки.
– Как долго группа «Чай вдвоем» искала свое место под солнцем?
– В 95-м году мы заняли первое место на конкурсе «Ялта-Москва-Транзит». Но через две недели нас забыли. И только в 2001-м мы написали песню, которая стала суперхитом, – «Ласковая моя». Шесть лет мы, несмотря на то что заняли какое-то место, искали свою стилистику. Самое главное для артиста – состояться и удержаться.
– Что же помогало вам «состояться и удержаться»? Поделитесь секретом.
– Упрямство, упорство, амбиции, желание самореализоваться. В принципе, каких-то новых или редких качеств в нас нет. Мы очень рано начали, и возраст, слава богу, позволял искать, экспериментировать. Я считаю, что пришли мы к хорошему консенсусу.
– В жанре поп-музыки?
– Да, это поп-музыка, но не попса. Попса – это халтура, и она может быть не только в музыке, но и в жизни. Наша музыка пусть и не несет какой-нибудь глобальной философии, но она хорошо сделана, качественно исполнена. Мы всегда работаем живьем. А как по-другому, я и не представляю. Мы со Стасом – музыканты, и для нас концерт – это только живой звук. Сейчас «Чай вдвоем» настолько крепко стоит на ногах, что мы можем позволить себе делать что-то еще. В свободное время мы организовали два проекта. «Чай вдвоем» – группа с жесткими стилистическими рамками, за которые нельзя выходить, и нас как творческих людей это немножко сковывает. Я тяготею к более тяжелой музыке, Стас любит академическую эстраду, он ведь заканчивал Консерваторию по классу оперного вокала. Почему бы не развивать это параллельно?
– Отсюда и разговоры о распаде группы?
– Знаете, мы вообще не собирались объявлять о том, что группа «Чай вдвоем» останавливается. Мы не останавливаемся. Более того. Мы записываем новые песни. В сентябре у нас выходит новый альбом. Просто мы не подумали, что надо заявить о своих проектах официально, объяснить, рассказать… Ну и тут же начались разговоры о том, что коллектив разваливается. Тем более что концерт в Питере назывался «Прощальная гастроль». А это потому, что завершился некий этап нашей жизни, который длился 15 лет, и начинается новый. Я каждый день даю интервью, и самый главный вопрос: распадается ли «Чай вдвоем»? Нет, ни в коем случае. Есть конкуренты, которых напрягает, что наш коллектив долго существует: для поп-музыки 15 лет – очень большой срок. Но мы-то об этом не думаем. Мы не были продюсерской группой. Мы – тот коллектив, который сам себя создал. Да, мы работаем в жанре поп-музыки. И что? Не нравится – не слушайте.
– Перед «Прощальной гастролью» в БКЗ сильно волновались?
– Я вообще-то редко когда волнуюсь, но в тот вечер, не скрою, легкое волнение было. Из-за каких-то чисто технических дел. А не из-за того, поймет или не поймет зритель. Если говорить о зрителе, который ходит на наши концерты, ему проект Стаса, наверное, более близок. Если уж до конца быть честным, то скажу, что в «Октябрьском» я был немножко зажат. Потому что, если совсем расслабиться, я бы напугал аудиторию. Хочется ведь и помотать головой, и покричать, и порычать. Сразу скажу: сейчас я веду переговоры с несколькими фестивалями в Европе. Они небольшие. Для больших надо еще поработать, проникнуться этой, новой для меня, музыкой. Это такое более лирическое, рок-балладное направление.
– Ваши новые песни на английском. Легко пишется на неродном языке?
– С трудом. Нет, музыкально я прекрасно понимаю, но тексты пишет Филипп Реннер, мой товарищ, американец. Очень сложно было найти такого человека. Ведь не просто надо написать текст на английском, который рифмуется, еще и менталитет должен присутствовать. И вообще, это делается не для того, чтобы петь за границей. Только потому, что мне нравится. В творчестве нельзя фальшивить. То, что ты делаешь, должно действительно нравиться в первую очередь тебе. Недаром же говорят: если тебя не любят люди, значит, ты сам себя не любишь. Полюби себя – и тебя полюбят.
– Как родные отреагировали на поворот в вашем творчестве?
– Замечательно. И маме, и папе все очень понравилось. Они прекрасно понимают, что это делается в контексте дополнения. Мы со Стасом не скрываем, что коллектив «Чай вдвоем» обеспечивает нам, помимо удовольствия и популярности, еще и финансовую составляющую жизни.
– Где можно услышать песни вашего нового проекта?
– Ой, не знаю. Думаю, что только в интернете. Я хочу создать свой сайт, как только закончим с альбомом. Есть идея выбрать несколько песен, создать для них какое-то видео помимо записи концертного исполнения. В общем, мы двигаемся и в этом направлении. Знаете, что мне еще нравится – и в моем проекте, и в проекте Стаса? То, что они не имеют возраста. Все-таки поп-музыка – сегодняшнее отражение моды: сегодня модно желтое, завтра – красное. То же самое должно быть и у нас. Должен быть свой незаменимый стиль. Но и под моду мы должны подстраиваться. В роке, слава богу, этого нет. Там есть традиция, драйв, чувства с таким хорошим мужским началом.