«Душечка» из Петербурга
Евгений Рукавицын, тренер чемпионов России по фигурному катанию – Ксении Макаровой и Константина Меньшова, рассказал «НВ» о том, как его воспитанница – русская американка – поступила на учебу в один из вузов США, но тренироваться и сдавать сессии будет в Петербурге
Евгений Рукавицын, тренер чемпионов России по фигурному катанию – Ксении Макаровой и Константина Меньшова, рассказал «НВ» о том, как его воспитанница – русская американка – поступила на учебу в один из вузов США, но тренироваться и сдавать сессии будет в Петербурге
В то время, когда большинство горожан пытается поймать последние теплые деньки или хотя бы глотнуть свежего воздуха на своих дачах, мастера зимних видов спорта напряженно готовятся к новому сезону. Еще в июне группа молодого петербургского тренера по фигурному катанию Евгения Рукавицына приступила к регулярным занятиям. Его подопечным – Ксении Макаровой и Константину Меньшову – есть что доказывать на международной арене. Константин впервые в своей карьере стал чемпионом России, но затем провалил короткую программу на чемпионате Европы в Берне. Не хватило стабильности и Ксении, которая на чемпионате мира в Москве претендовала на медаль, а стала в итоге лишь седьмой.
– Евгений, расскажите, как проходит летняя межсезонная подготовка ваших фигуристов?
– В июне мы уехали на постановочную работу в подмосковный Новогорск, пробыли там полторы недели. Занимались постановкой с не нуждающимся в дополнительных рекомендациях Ильей Авербухом и моим хореографом Ольгой Глинкой. Мне кажется, что в итоге получилась хорошая работа. Далее съездили в Латвию на три недели. Там работали совместно с группой Александра Жулина и с тренером по «дорожкам шагов» Олегом Волковым. Нагрузили мы ребят прилично – они, конечно, терпели, все стойко переносили, но было заметно, что им тяжеловато. Потому что, естественно, наши основные занятия никто не отменял – а это две ледовых тренировки в день. На моих занятиях оттачивали лутц Ксюше, потому что давно планировали вставить этот прыжок в ее произвольную программу. В этом есть необходимость. Плюс к тому комбинацию флип-тулуп добавили в ее короткую программу, и это серьезное усложнение (в прошлом сезоне Ксения Макарова прыгала более легкий каскад тулуп-тулуп. – Прим. А.М.). Прибавьте к этому хореографию и ОФП – и картина будет очень насыщенной!
Позже через Финляндию мы на машинах проехали на север Швеции и провели сбор еще и там. Контрольный же прокат прошел совсем недавно в Москве. Мы представили плод нашей летней работы Федерации фигурного катания России и судейскому корпусу. Судьи высказали свои пожелания с точки зрения правил.
– Откройте тайну: какими программами нас удивят в предстоящем сезоне ваши воспитанники?
– У Ксюши будут две абсолютно разные по своему темпераменту программы. Короткая – в духе современного модерна. А произвольная – более игровая, в стиле американской классики Мэрилин Монро. Мы пробовали разные варианты, но пластика легендарной «Душечки» оказалась наиболее близкой для Макаровой. Ксюша органична в ипостаси Монро.
– А у Кости что нового?
– Короткая тоже будет сюжетной и игровой: в простого человека вселяется некое привидение, и в середине программы Константин обыграет момент, когда тело его не совсем слушается, потому что в нем есть второе «я». Этот момент с раздвоением личности интересен. Произвольная же построена на музыке группы Yellow с использованием вставки из «Лунного света» Дебюсси. Константин предстанет в произвольной в роли ночного гонщика.
– Во время сборов были моменты, когда ребята смогли хоть немного порадоваться жизни?
– В Латвии был один такой насыщенный эмоциями день. Выходной с купанием, с выездом в Ригу и Юрмалу. Ну а в дальнейшем обоим уже было не до смеха и не до отдыха.
– Параллельно с ледовой подготовкой Ксения – долго жившая в США дочь призеров Олимпиады-84 в парном катании Ларисы Селезневой и Олега Макарова – ведь поступила в американский вуз?
– Она успешно сдала выпускные экзамены в школе. И подала документы в тот колледж, в котором хочет продолжить обучение. Но сначала два года она будет изучать там предметы общего университетского курса. И лишь на третий год начнет заниматься своей прямой специализацией – криминалистикой. А пока будет сдавать сессии по интернету. Некоторые экзамены ей придется сдавать в аудиториях петербургских вузов под присмотром специалистов. Таковы требования.
– Ксюша будет жить с бабушкой?
– Нет. Ксения живет отдельно, она вообще самостоятельная личность. Другое дело, что бабушка часто заходит к внучке, чтобы помочь по хозяйству и приготовить еду. Их квартиры находятся рядом.
– Ксюша закончила школу, стала взрослым человеком. Что-то изменилось в связи с этим в ваших отношениях «учитель – ученик»?
– Вы знаете, я не заметил. Говорят, что в первое время после того, как ученик перешел к новому тренеру, он старается проявить себя с наилучшей стороны, а потом показывает свое истинное лицо. В нашем случае ничего такого и близко не было. Ксюша очень устойчивый человек. Она умеет терпеть нагрузки. Знает, как правильно реагировать на повышенные требования тренера. Мы хорошо ладим. Даже в тех моментах, когда мне нужно поднажать и сказать: «Потерпи». Она все это воспринимает нормально, не в штыки.
– Вы уже обговорили с учениками спортивные задачи на сезон?
– Безусловно. Задачи самые высокие: успешно выступить на чемпионатах Европы и мира, а также этапах Гран-при. Ксении необходимо закрепиться в лидерах мирового фигурного катания. А для Константина важно попасть в эту мировую элиту.
– Федерация помогает вам?
– Да. Очень кстати выделили ставку для моего тренера по ОФП. Для нашей группы это необходимо.
– Кто, кстати, входит в вашу «команду»?
– Самый главный помощник – это Ольга Глинка, мой хореограф. Второй тренер – Кирилл Давиденко. С младшей группой работают Светлана Кароль и Роман Усатов. И тренер по ОФП Андрей Лущиков. Огромную помощь нам оказывает психолог спортивной школы – профессор Геннадий Горбунов. Его работа очень заметна. Он настоящий профессионал. В работе со спортсменами никогда не скажет лишнего. А, поверьте, потребность выговориться у наших ребят возникает периодически. И это тоже очень важная часть подготовки.