Большая перемена для самых маленьких
Корреспондент «НВ» выясняла, как новые учебные стандарты сказались на жизни городских школ
Корреспондент «НВ» выясняла, как новые учебные стандарты сказались на жизни городских школ
С 1 сентября все первоклашки перешли на новый учебный стандарт. В чем именно он заключается, толком до сих пор не знают ни директора, ни учителя, ни родители. Специалисты характеризуют его абстрактно: «новые способы познания окружающего мира и качественно отличающиеся педагогические технологии». На деле за этой расплывчатой формулировкой кроются новые учебники с грифом ФГОС (федеральный государственный образовательный стандарт), спальные места на продленке и третий урок физкультуры. Оценивать полезность нововведения, говорят специалисты, пока рано. Но поговорить о том, как новый стандарт сказался на работе учителей, школьниках и их родителях, можно уже сейчас.
Сразу оговоримся: суть нового учебного стандарта все понимают смутно. Когда мы обратились к специалистам комитета по образованию с просьбой разъяснить смысл стандартов человеческим языком, нас адресовали к сайту ФГОС. В строчках чиновничьих документов мы не нашли никакой конкретики. Тогда мы связались с директором одной из школ Приморского района.
– Новые стандарты предусматривают спальные места на продленке и игровые комнаты, они у нас есть! – с гордостью заявила директор школы № 630 Екатерина Пименова.
Также, говорит директор, по новым стандартам первоклашки должны учиться по умным книжкам с грифом ФГОС. При этом сами учебники и программы нисколько не изменились. Как и раньше, выбор образовательной программы, по которой учатся воспитанники, отдан учителю или завучу. Например, ученики школы № 145 Калининского района грызут гранит науки по программе «Школа- 2100» (к слову, самой обкатанной и проверенной), в гимназии № 74 выбрали «Школу России», в школе № 416 Петродворцового района обучаются по «Гармонии». В каждой программе, говорят учителя, есть свои плюсы и минусы. Но если раньше учителя могли тасовать учебники разных программ по своему усмотрению, то теперь эта инициатива карается.
Кроме того, с нового учебного года увеличился и сам список учебников (добавились книжки по труду, музыке, физкультуре). Затраты же на их покупку снова легли на плечи родителей. Формально обеспечивать учеников всем необходимым должен бюджет города. На закупку учебников, говорят в комитете по образованию, выделается около 30 миллионов в год. Получается: на одного школьника – меньше 100 рублей. На деле же учебники стоят в 20–30 раз больше. Школам ничего не остается, как залезть в карман родителям.
– Учебники мне обошлись примерно в три тысячи рублей, – рассказал отец первоклассницы Борис Завьялов. – Учебники по чтению, математике, окружающему миру – это еще понятно. Но зачем в первом классе учебник по физкультуре?
Педагоги на этот справедливый вопрос отвечают так: нужно по стандартам. Хотя при этом в школе № 630 придерживаются другой политики.
– Учебники по физкультуре у нас есть только у учителей, мы посчитали, что детям они не нужны, – пояснила Екатерина Пименова, – они нужны в связи с третьим уроком физкультуры – предполагается, что на нем можно изучать физкультуру в классах в теории.
Получается, что новый учебный стандарт каждая школа рассматривает лишь как рекомендацию, а не руководство к действию. Возьмем, к примеру, спальные места в группе продленного дня. Стандарты предусматривают их в каждой школе. На деле же школы со спальнями в Петербурге можно пересчитать по пальцам.
– В новых школах под спальню предусмотрен целый класс, – пояснила учительница начальных классов, – а у нас школа старая, и кровати ставить некуда. Видимо, директор договорилась с роно обойтись пока без них. По опыту знаю: дети на продленке все равно не спят.
Суть новых стандартов, говорят учителя начальных классов, им пока не ясна. Хотя они ходили на подготовительные курсы, изучали литературу, знакомились с документами.
– Общей картины у меня все равно не сложилось, – отозвалась о пользе нововведений учитель начальных классов Ольга Скороходова, – все будет видно позже на практике, а пока прошло лишь несколько учебных дней.
Между тем эксперты в сфере образования не видят в нововведениях ничего, кроме новых заморочек для родителей и учителей. По их мнению, грифа ФГОС для учебника мало, а обилие образовательных программ приводит к перегрузке учеников. Каждый автор учебника пытается «изобрести велосипед», чтобы сделать программу более продвинутой, – отсюда и лишние знания, которые первоклашкам вовсе не обязательны.