«Замечен реально умный фильм»
Сегодня в основном конкурсе Венецианского кинофестиваля будет показан фильм Александра Сокурова «Фауст»
Сегодня в основном конкурсе Венецианского кинофестиваля будет показан фильм Александра Сокурова «Фауст». Тот факт, что на конкурс в Венецию была отобрана именно эта картина, Антон Адасинский, исполнитель роли Ростовщика (в этом персонаже Сокуров увидел воплощение Мефистофеля), называет «огромным событием для России».
– Среди массы пограничного гламурного кино был замечен реально умный фильм, который нужно внимательно анализировать, нужно хорошо знать историю и быть готовым это видеть, – говорит Антон.
К сожалению, рассказывать о фильме подробно актер не имеет права: до премьеры важно сохранить обстановку секретности – таковы правила фестиваля. Но удержаться от того, чтобы хоть как-то не намекнуть на масштаб свершившегося события, которым он считает эту картину, актер просто не мог. Так, самым трудозатратным и уникальным моментом работы над картиной стало строительство «средневекового» города в Чехии вокруг одного из замков, затеянное специально для фильма. Художники старались полтора года, и в итоге в этом новом-старом городе стало возможно ходить по улицам, заходить в магазины, кузницы, конюшни.
– Лишь для того, чтобы мы пробежали вдоль домов, выбежали за стену, была построена целая улица! – восхищается Антон. – Только для одного прохода! Я не знал, что такое бывает.
Вообще, весь фильм – средоточие маленьких кинематографических чудес: например, для одного эпизода режиссеру потребовались дрессированные вороны, и такие действительно нашлись. По команде два десятка птиц взлетели, пролетели над каретой, сели на нее и полетели дальше. Искусственным путем пришлось «вызывать» и туман – для этого лес посыпали специальным порошком. Но, пожалуй, самая необычная вещь, которая использовалась при съемках, – большое зеркало, 6 на 8 метров – задумка Сокурова. Через него камера снимала примерно половину фильма, и в него смотрели, играя, актеры. Целая бригада рабочих чистила зеркало каждый день, чтобы оно идеально отражало пейзаж. По словам Адасинского, оно создавало необычные искажения и, кроме того, словно переносило актерскую игру в параллельную реальность.
Атмосферу некой двойственности, задуманную в картине, поможет создать и звук: в фильме не будут звучать голоса самих актеров. Их продублируют, что создаст дополнительный эффект отстранения.
Случались на съемках и сложные эпизоды. В одном из таких Антон должен был носить огромный костюм чудища-толстяка и нырять в нем в воду. Александр Сокуров очень волновался за актера. Спасать Адасинского были приглашены специальные люди, которые бы вытащили его из воды. Антон поначалу отнесся к этому моменту с удивлением. И правда: нырнув, он тут же всплыл обратно и даже не смог толком скрыться под водой. Но потом причудливое одеяние намокло, стало тяжелым, и актер действительно пошел ко дну, его пришлось долго вытаскивать. Фрагмент дался очень непросто.
Впечатлило актера и стопроцентно ответственное отношение всей съемочной бригады, удивительная продуманность всех деталей. Свет ставился по полдня, художники выделяли буквально каждую травинку, каждый камушек. Такая рабочая атмосфера передавалась от одного участника к другому. В первые дни главный оператор картины не садился сам за камеру, поручая большую часть дела своим помощникам. Александр Николаевич очень переживал: «Ну как же это, рука мастера же нужна!» Почувствовав обиду режиссера, оператор (большая звезда в мировом кинематографе) сам сел снимать, больше не перепоручая это дело никому.
Кстати, известных людей среди членов съемочной бригады было немало – и среди операторов, и среди звукорежиссеров, и среди художников. А жену Ростовщика сыграла звезда фильмов Фассбиндера Ханна Шигулла. Она приехала всего на один сложный эпизод, но, когда актриса вышла и сыграла, вся команда ей аплодировала.
Съемки проходили в том числе и в Исландии, на леднике. Тамошний неземной пейзаж в свое время очень впечатлил Сокурова, и режиссер счел его идеальным для сцен своего фильма много времени назад. Съемки прошли успешно, но уже через два месяца после этого в Исландии произошло извержение вулкана. Теперь этого ледника больше не существует.
Антон Адасинский, как известно,
уникальный актер пластического театра, мим. Но во время съемок в «Фаусте» Сокуров не велел ему заниматься. Никакие «фирменные» движения в стиле театра Derevo в картине режиссер видеть не хотел. Лишь один раз, когда актер должен был пожать руку Фаусту, Сокуров скомандовал: «Антон, всю вашу танцевальную пластическую закалку в этом движении используйте, пожалуйста!»
– Я ничего не смог сделать, – рассказывает Адасинский. – Как всю многолетнюю практику выразишь в одном движении? Долго думал, но в итоге получилось обычно и очень хорошо.
Все те чувства, эмоции, которые накопились за время съемок, актер решил выразить в спектакле «Мефисто вальс». Но увидеть его можно главным образом в Европе. Лишь один спектакль в ноябре пройдет в Москве в Театре эстрады.
Возможно, не удастся увидеть россиянам в кинотеатрах и сам фильм «Фауст».
– Не хочется говорить о тяжелом, но я понимаю проблемы продюсеров, прокатчиков, – нехотя, словно извиняясь, отвечает на вопрос Адасинский. – Чтобы сейчас, в эти дни, фильм был показан в большом кинотеатре большими людьми, нужно дать им гарантию, что зрители пойдут смотреть фильм. Такой гарантии при нынешнем воспитании мозгов и вкуса не могут дать ни Сокуров, ни продюсеры. Поэтому пока не будет предложения и прокатчики не поймут, что фильм интересен, что он будет продаваться, покупаться и деньги вернутся, – это не имеет смысла делать, к сожалению. Сокуров пока настроен очень пессимистично. Но будем надеяться на лучшее.
В любом случае уже известно, что на русский язык фильм не продублируют. Если он и пойдет в широкий прокат, то с субтитрами.
Рабочий язык фильма – немецкий. В связи с этим Антон напоследок рассказал забавную историю: сам он говорит по-немецки очень плохо и на съемках пользовался шпаргалками. И вот однажды, заметив мучения Антона, один партнер по фильму возмутился: «Что это за актер, который так плохо говорит по-немецки?»
– Я расстроился, зажался, – вспоминает Адасинский. – И вот стали играть эпизод, и режиссер остановил съемку, заявив тому артисту: «Знаете, у вас не получается! Вы подготовьтесь немножко. Это просто бездарно». Я ухмыльнулся. А тот забегал, забегал. И даже передо мной извинился.