Иван Охлобыстин. Гражданская позиция или политическая клоунада?
Выступление отца Иоанна Охлобыстина на стадионе «Лужники», во время которого он в шутовской манере представил свою «Доктрину-77», вызвало огромный резонанс. Что это было – предвыборная речь? Но Охлобыстин от идеи участвовать в президентской гонке отказался
Выступление отца Иоанна Охлобыстина на стадионе «Лужники», во время которого он в шутовской манере представил свою «Доктрину-77», вызвало огромный резонанс. Что это было – предвыборная речь? Но Охлобыстин от идеи участвовать в президентской гонке отказался.
Постмодернистский спектакль? Манифест неравнодушного к судьбам России гражданина? Об этом на страницах «НВ» дискутируют видные представители национально-патриотического лагеря, выразителем интересов которого считает себя Охлобыстин.
Честно признаюсь: поначалу я относился к отцу Иоанну Охлобыстину с некоторым предубеждением. Всем своим поведением этот человек дискредитировал сан православного священника – играл сомнительные роли в различных фильмах, участвовал в низкопробных ток-шоу, позволял себе чрезмерно броские, эпатажные жесты. Однако волна интереса, поднявшаяся в народе, заставила меня ознакомиться с его «Доктриной-77» – и, признаюсь, этот документ вынудил меня по-новому взглянуть на этого человека.
Отец Иоанн Охлобыстин идет в русле отечественной интеллектуальной традиции, продолжая идеи известных славянофилов XIX века. Россия для него – особый мир, живущий по своим законам и в соответствии со своим культурным кодом. Поэтому русские люди никогда не станут такими, как представители западной или иной цивилизации. Ну, не умеем мы заниматься бизнесом и предаваться биржевым спекуляциям! Именно оттого, что мы отреклись от глубинных основ нашего национального бытия, и проистекают все современные российские беды: вымирание населения, гибель семьи, тотальная коррупция, потребительская психология, воровство «элиты».
Как справедливо отмечает священник Охлобыстин, русские люди созданы не для торговли, а для войны. Нет, речь не идет об агрессии и желании поработить всех и вся – такие устремления никогда не были присущи Русской цивилизации. Если, скажем, европейцы в Америке физически истребляли индейцев, то Россия, расширяя свои границы, умудрялась сохранять культурное своеобразие населяющих новые территории народов. Разве так ведут себя агрессоры?
В «Доктрине-77» содержится очень важное предупреждение, обращенное к каждому из нас: русским людям пора готовиться к всепланетарной бойне. Третью мировую войну начнем не мы, но нас могут в нее втянуть против нашей воли – и такое развитие событий жители России должны встретить во всеоружии. Посмотрите, что происходит сегодня на Ближнем Востоке! США и другие архитекторы «нового мирового порядка» с помощью серии «жасминовых революций» и кровавых конфликтов пытаются стравить Израиль и арабский мир. Они понимают, что накопленные Западом гигантские долги может списать только большая война, в которую в перспективе могут попытаться втянуть и Россию. Сейчас же они делают все для того, чтобы свергнуть светских диктаторов и привести к власти подконтрольных им исламистов.
Еще одна важная мысль, которую транслирует отец Иоанн в своем манифесте, придется по сердцу любому патриоту: Россия – это империя, и в ином качестве она существовать не может. Но великое призвание нашей страны – быть не просто мощным государством (это не может стать самоцелью!), а заявить о себе как о хранительнице мира и державе-миротворце. Наша миссия – не дать Западу и Востоку сойтись в смертельной схватке и не позволить человечеству погибнуть в пучине самоистребления. Но к этому призванию новые поколения россиян нужно готовить с младых ногтей, о чем говорит в «Доктрине-77» о. Иоанн Охлобыстин.
Разумеется, враждебные силы, как справедливо отмечает отец Иоанн, будут всячески вставлять России палки в колеса. Для этого они попытаются пробудить низменные страсти русского национализма, пользуясь недовольством нашей молодежи тем поведением, которое подчас демонстрируют выходцы с юга. Очевидно, что кавказский, татарский или тувинский национализм большой угрозы нашей стране не несет – он способен лишь на разжигание сепаратизма на периферии, что, как показала последняя Чеченская война, может легко подавить государство при наличии политической воли. Зато русский национализм, если его умело направить в нужное русло, способен взорвать и похоронить Россию. Что же тогда делать? Отец Иоанн видит только один шанс избежать кровопролития – дать народам России общую цель, идею и мечту, способную объединить их в едином порыве и вдохновить на новые свершения. В этом, как я понимаю, смысл его идеи аристократического национал-патриотизма.
Анатолий Степанов, публицист, главный редактор информагентства «Русская народная линия»
Все, что сейчас делает Иван Охлобыстин, лежит сугубо в плоскости постмодерна с его карнавальным блеском, тотальным цинизмом, беспардонной цитатностью и отсутствием внятной идеи. Для людей эпохи постмодерна характерна плавающая идентичность: на сцену выходят персонажи, которые меняют свое «я» с такой же легкостью, как пользователи интернета свои никнеймы, аватарки и личные истории на форумах и чатах.
Священник Охлобыстин, на мой взгляд, является ярчайшим представителем нашего постмодернистского времени. Чем запомнился этот человек? В первую очередь тем, с какой легкостью он перевоплощается из наркомана в актера, из актера – в пиарщика, из пиарщика – в политика, а из политика – снова в шута горохового. Сегодня он может выставлять себя отцом шестерых детей, а завтра – девушкой легкого поведения. Будучи человеком с плавающей идентичностью, он не имеет и не может иметь устоявшегося мировоззрения и гражданской позиции – если он остановится на чем-то одном, то не сможет больше извлекать дивидендов из своей «многоликости». А то, что Охлобыстин получает от своих шутовских проделок выгоду, у меня сомнений не вызывает. Не считать же просто случайностью то обстоятельство, что название его, с позволения сказать, философского трактата – «Доктрины-77» – отсылает к тарифу-77, рекламируемому одним из сотовых операторов, и «батюшка» подвизается в должности пиарщика!
Но почему вдруг Иван Охлобыстин решил примерить на себя маску имперца и выступить с политическим манифестом? На этот счет у меня есть своя версия. Если помните, в недавнем фильме по роману Пелевина «Generation П» Охлобыстин сыграл роль бородатого националиста, чем-то неуловимо напоминающего меня. Видимо, это амплуа показалось ему настолько «прикольным», что он решил продлить себе удовольствие и «поиграться» в патриота и державника не только в кино. Почему бы и нет, если такие идеи сегодня пользуются растущим спросом? Никто ведь из патриотов не станет оспаривать мысли, собранные в причудливый винегрет в «Доктрине-77»! Как можно критиковать то, о чем все мы неоднократно писали и говорили?
А теперь мы подходим к главному вопросу: кому по-настоящему выгодна политическая клоунада в исполнении Ивана Охлобыстина? Я думаю, что в этом дешевом шоу больше всего заинтересованы те силы, которые пытаются идиотизировать патриотические идеи и выставить шутами носителей патриотического мировоззрения. С одной стороны, им нужно подогреть интерес к выборам, а с другой – свести все к подконтрольной и хорошо срежиссированной комедии. Вся российская политтехнологическая братия происходит примерно из той же тусовки, что и сам Охлобыстин, – это наркоманская, медийная, маркетинговая среда, способная лишь кормить электорат низкопробными шоу, а не сплачивать народ вокруг Великой Идеи.
Кстати, сначала в качестве патриотического шута эти ребятки попытались раскрутить другого актера – Никиту Михалкова, но из этого проекта тоже ничего хорошего не получилось. Ведь при всем своем конформизме Никита Сергеевич Михалков все-таки патриот, а его «Манифест просвещенного консерватизма» – довольно разумный текст. Михалков к тому же является представителем другого поколения, для которого идеи и идеалы имеют значение. А вот Охлобыстин, как более продвинутый юзер, идеально вписывается в амплуа политического клоуна. Как только заказчиком надоест его спектакль, он моментально сбросит с себя маску патриота и подыщет новую прикольную роль. Ни на что большее постмодернистский человек по определению не способен.
Александр Дугин, философ, политолог, лидер Международного Евразийского союза