Алексей Учитель: «Кинофорумам нужен рейтинг»
Известный режиссер считает, что многие российские фестивали страдают «манией величия»
Режиссер Алексей Учитель считает, что многие российские фестивали страдают «манией величия»
Он по-прежнему бодр, подтянут, полон идей и планов, а еще помимо режиссуры занимается и другими важными делами – продюсирует, преподает и возглавляет один из крупнейших международных кинофестивалей в России «Послание к человеку». Об этом и многом другом Учитель поведал в эксклюзивном интервью нашему обозревателю.
– Алексей Ефимович, начинали вы как документалист. В свое время по стране гремел ваш фильм «Рок» – один из предвестников перестройки. А какое кино вам все-таки ближе – документальное или игровое?
– Я кинематограф люблю в целом (улыбается). Но в данный момент больше увлечен игровым кино. Между прочим, многие режиссеры переходили в большое кино из документалистики. Например, Сергей Лозница, Сергей Дворцевой и многие другие. Этот опыт очень помогает. Хотя сейчас грань между двумя специализациями стирается, и во ВГИКе, где я преподаю, мы готовим универсалов. Скажем, фильм Лозницы «Счастье мое», который участвовал в программе одного из Каннских кинофестивалей, многие восприняли как документальный, а один мой ученик, наоборот, на прошлогоднем «Кинотавре» представил свою короткометражную ленту в конкурсе игровых фильмов и получил за нее приз – никто и не понял, что это была «документалка».
– Ваш отец – крупнейший отечественный документалист Ефим Учитель. Оказал ли он влияние на ваше творчество?
– Родители всегда так или иначе влияют на своих детей (улыбается). Каждый – по-разному. Моя мама не имела отношения к кино, она была редактором в издательстве, но тоже способствовала формированию меня как личности. У отца же я часто бывал на съемочной площадке. Мы постоянно обсуждали какие-то детали, спорили. При довольно непростой жизни отец обладал удивительным умением выбирать единственно верную позицию. Я навсегда запомнил его слова: «Ты будешь снимать кино об интересных людях, но, если не полюбишь своего героя как человека, ничего хорошего не получится».
– Но ведь получилось же! Сейчас вы – один из наиболее известных российских режиссеров. Недавно буквально на весь мир прогремел ваш «Край». Какой эпизод работы над этой картиной был наиболее трудным для вас?
– Про трудности сейчас не будем (улыбается). Расскажу забавный эпизод, который легким тоже не назовешь. Был у нас такой «герой» – медведь Степан. Он не опасный, из цирка, да еще и без зубов. Снимали сцену, в которой косолапый должен бежать за паровозом, но Степа не желал делать ни шага. Ничего не помогало – стоял как вкопанный. Дрессировщик, который постоянно присутствовал на съемочной площадке, сказал: «Ладно, сделаю я так, чтобы медведь побежал, только снять это придется за один дубль». На том и договорились. Подогнали сзади медведя другой паровоз, включили фары и дали гудок. И побежал наш Степа. Только куда-то в сторону, а потом и вовсе упал. Оказалось, ему от страха реально стало плохо с сердцем. Прийти в себя помогли медведю только четыре упаковки валидола.
– Ваш «Край» вышел даже в ограниченный прокат в США. Такого давно не было с российскими фильмами. Вы ездили со своей картиной в Америку. Существует ли разница в киноиндустриях нашей и американской?
– Огромная! Прежде всего – масштабы: там 50 тысяч кинозалов, у нас – 2 тысячи. Надо нам хотя бы до 5 тысяч довести. За океаном даже постановка вопроса совершенно иная – там за много лет сформировалась полноценная индустрия кино, к которой все относятся предельно серьезно. Это настоящий бизнес, который приносит реальные доходы, если подходить к нему как к делу всей жизни. У нас тоже много талантов, это бесспорно, но все-таки мы не всегда рассматриваем кино как большое искусство, в котором работают исключительно профессионалы, – порой чувствуется: фильм – игрушка в руках режиссера или продюсера, нашли деньги – и давай снимать. А что? Потом разберемся! Авось, зритель пойдет. Это несерьезно, так невозможно выстроить полноценный кинопроцесс. Нужен системный подход. И еще: я в который раз убедился – без постоянной, пускай даже навязчивой рекламы ни один фильм не сможет выдержать конкуренцию, – ведь параллельно выходит огромное количество картин. Как же не затеряться в этом бурном потоке? Тут как раз и помогает реклама.
– Почему многие ваши фильмы так или иначе связаны с нашим городом?
– Чисто тематически – только «Прогулка». Но, действительно, многие свои ленты снимаю в Питере и в окрестностях, озвучиваю свои картины на Петербургской студии документальных фильмов. Вскоре приедем на берега Невы снимать мой новый фильм, основанный на повести Захара Прилепина «Восьмерка». Наверно, особая атмосфера Петербурга мне помогает (улыбается).
– Вас не может не волновать судьба «Ленфильма». Каково ваше отношение к этой проблеме?
– К сожалению, я не знаю всех обстоятельств. Но если речь идет о продаже «Ленфильма» частным лицам, меня это беспокоит – ни один здравомыслящий бизнесмен не упустит возможности использовать такие обширные площади в прекрасном районе по своему разумению. Кино здесь вряд ли сниматься будет. Если же все-таки получится оформить партнерство с творческими силами студии, с использованием уникальных материалов «Ленфильма», его потенциала, тогда появляется реальная возможность спасти этот уникальный объект культуры. Но вопрос – как конкретно это сделать? Одними лозунгами и декларациями здесь ничего не решить, нужны конструктивные предложения по модернизации старейшей киностудии страны. Договорятся ли стороны или мы снова получим лишь «протокол о намерениях», покажет время. Могу только сказать, что я восхищен тем, как аналогичные проблемы решены на «Мосфильме». Студия реально превратилась в крупнейшую европейскую съемочную площадку, чтобы поработать на ней, нужно записываться за полгода. Павильоны оборудованы по последнему слову техники, и я без ложного пафоса могу сказать: горжусь, что в России есть именно такой «Мосфильм».
– Ну а картин хороших по-прежнему не густо? Какая из последних по времени лент произвела на вас наибольшее впечатление?
– «Елена» Звягинцева. Признаюсь: я не большой поклонник творчества этого режиссера, но его последняя работа явно стоит особняком – в ней имеется та простота, которая необходима зрителям, и в то же время сюжет волнует, впечатляет. Больше, пожалуй, ни одного названия приводить не буду. Очень надеюсь на молодежь, среди них есть таланты – я знаю это, поскольку наша студия «Рок» постоянно ищет начинающих кинематографистов, чтобы помочь им сделать первые шаги или просто увереннее встать на ноги. Просто необходимо помочь таким, бывает, доброго совета уже достаточно, ну а если можно помочь материально, еще и лучше. На того же Звягинцева когда-то «поставили», и теперь пожинают плоды. Хочется, чтобы таких примеров стало намного больше. Наша компания «Рок» постоянно продюсерски поддерживает работы молодых.
– В последнее время вы осваиваете еще одну важную «специализацию» – президента международного петербургского кинофестиваля «Послание к человеку». Наверняка у вас имеются идеи, как сделать этот форум еще более значительным явлением в культурной жизни страны?
– Не будем забывать, что «Послание к человеку» – фестиваль уникальный, второй форум класса А в нашей стране, помимо Московского международного кинофестиваля. У меня много идей по поводу того, как сделать «Послание к человеку» более весомым. Расскажу об одной – за многие годы фестиваля сформировался уникальный архив из лент-победителей и фильмов-участников. Почему бы не показать их по всей стране? Можно устроить «круглогодичный», «передвижной» фестиваль, чтобы в разных городах представлять сокровища из нашей обширной фильмотеки. И еще, я думаю, что нашему фестивалю не помешал бы попечительский совет, куда будут входить политики, бизнесмены, чиновники, творческие люди. Это, несомненно, даст толчок развитию «Послания к человеку».
– Говорят, фестивальное движение потихоньку умирает – не найти хороших фильмов. Это действительно так?
– О глобальном масштабе говорить не буду, а что касается России, у меня складывается впечатление, что многие фестивали у нас страдают «манией величия». Чтобы такого не происходило, мы работаем над специальным предложением: поскольку государство не имеет возможности финансировать все фестивали в полном объеме (отсюда получается – всем по чуть-чуть, что и недостаточно, и несправедливо), необходимо ввести объективный рейтинг кинофорумов. Выявить, скажем, десять лидеров, которые вправе рассчитывать на государственную поддержку. Остальные будут поддерживаться регионами или спонсорской помощью. Я, конечно же, обеими руками за развитие фестивального движения: нам надо возвращать зрителей в кинотеатры и именно на отечественные фильмы. Фестивали – один из способов сделать это.