Битвы за полку

Экспансия федеральных торговых сетей грозит оставить карельских производителей без рынков сбыта

Экспансия федеральных торговых сетей грозит оставить карельских производителей без рынков сбыта

До тех пор пока крупные ретейлеры не «съели» самые лакомые куски рынка в мегаполисах, небольшие регионы вроде Карелии с невысокой покупательной способностью населения были им не очень интересны. Но сейчас все изменилось. Первыми, кто почувствовал на себе новую тенденцию, стали карельские производители, которым теперь приходится выдерживать настоящие битвы за полки в открывающихся супермаркетах.

Если судить по данным министерства экономического развития республики, бить тревогу по поводу экспансии федеральных сетей пока рано. В сфере розничной торговли в регионе доминируют индивидуальные предприниматели, на долю которых приходится более 73 процентов торговых точек, тогда как крупным ретейлерам принадлежит только 0,8 процента площадей. Однако такая картина складывается за счет районов. А в Петрозаводске, где живет половина населения республики, ситуация иная. Здесь федеральные ритейлеры активно теснят как региональные сети, так и магазины «шаговой доступности». А их доля в общем товарообороте уже превысила 15 процентов и продолжает неуклонно увеличиваться.

С одной стороны, в этой тенденции есть несомненные плюсы. Главный из них – приход «федералов» помогает сдерживать цены. Очевидно и то, что крупные ретейлеры привносят в торговлю новые стандарты и заставляют «регионалов» тоже шевелиться: улучшать качество обслуживания, придумывать промоакции, внедрять системы скидок и бонусов. С другой стороны, местному бизнесу конкурировать с крупными ретейлерами с их огромными объемами закупок и продаж, контрактами с крупнейшими российскими поставщиками, развитой логистикой все сложнее.

Действительно, как признают руководители карельских предприятий, выстраивать отношения со «своими» сетями намного легче. Федеральные ретейлеры выдвигают очень жесткие условия.

– Только представьте – требуют от нас снизить отпускные цены на 40 процентов от тех, что указаны в прайс-листе! Затем накидывают свои надбавки, в результате продают товар в два раза дороже, чем покупают у нас, – возмущается менеджер одного из заводов, выпускающих хлебобулочную продукцию. – А нам что остается? Нести убытки и сворачивать производство?

В стремлении снизить издержки многие крупные ретейлеры отказались от продажи продуктов питания – например, колбасных изделий – через прилавок. Оставили лишь зону самообслуживания, где покупателям предлагается продукция в стандартной вакуумной упаковке. Она, конечно, хранится намного дольше, а магазин таким образом экономит на количестве рабочих мест и зарплате продавцам.

– Но люди лишаются возможности купить свежую продукцию, а ведь на нее есть стабильный спрос! – утверждают местные предприниматели. – Нам покупатели звонят, спрашивают: почему в сетях так мало карельской колбасы, молока, хлеба?

Кое-кто уже строит апокалиптические прогнозы, предрекая, что, если аппетиты «федералов» не ограничат, республику ждут массовые банкротства карельских предприятий и небольших магазинов «шаговой доступности».

– Это не какая-то отдаленная угроза. Это происходит уже сейчас: магазины, находящиеся в муниципальной аренде, переходят крупным торговым сетям, – сетует представительница одного из мясоперерабатывающих предприятий. – В итоге персонал остается без работы, налоги уйдут в Питер, местные производители теряют объемы, а местная власть ничего не предпринимает. Активным людям придется уезжать из городов, так как их место на розничном рынке заняли сети.

 Руководители федеральных торговых сетей, в свою очередь, практически в один голос утверждают, что, в общем, не отказываются рассматривать местных производителей в качестве потенциальных партнеров.

– Конечно, мы вынуждены вводить определенные ограничения, чтобы минимизировать риски. У нас по России четыре тысячи магазинов. И по некоторым видам местных товаров мы требуем, чтобы производитель мог обеспечить поставки не только в своем регионе, но и в соседних. А что будет, если небольшое предприятие заключит договор, а потом не сможет выполнить эти условия? – задает риторический вопрос руководитель петрозаводского филиала крупнейшего российского ретейлера, попросивший не называть его имени.

При этом в филиалах торговых сетей не скрывают: все решения по ассортименту и производителям принимаются в головных офисах – в Москве или Петербурге.

– Легче к президенту страны на прием попасть, чем к руководителям федеральной сети, – в свою очередь иронизируют карельские предприниматели. По их мнению, если региональные власти заинтересованы в развитии экономики, то должны законодательно защитить местных производителей и региональный торговый бизнес в целом.

Но в минэкономразвития, в свою очередь, подчеркивают, что до порога доминирования в 25 процентов, после достижения которого расширяться и открывать новые магазины федеральные торговые сети не имеют права, еще далеко. И вообще, возможностей как-то вмешиваться в бизнес у государства практически нет. Так что сейчас существует только один путь решения проблемы – это диалог между всеми заинтересованными сторонами.

прямая речь

Григорий Мануйлов, министр сельского, рыбного и охотничьего хозяйства РК:– Местным товаропроизводителям работать с федеральными сетевыми компаниями всегда было тяжело. Но правильно говорит народная мудрость: «Терпение и труд все перетрут». Постоянная, целенаправленная работа в этом направлении принесла свои плоды. Сейчас наши товары представлены практически во всех сетевых магазинах, и ассортимент их постоянно расширяется. Исключение составляет лишь одна из федеральных торговых сетей, представленных в Карелии. Но и здесь, я надеюсь, ситуация со временем изменится к лучшему. Наталья Ругачева, менеджер Карельского мясокомбината: – Экспансия федеральных торговых сетей, конечно, заставила нас работать быстрее, мобильнее, обновлять оборудование. Но конкурировать на одном уровне с крупнейшими российскими производителями нам сложно. При этом в Вологде в сетевых магазинах 50 процентов колбасных изделий – местные, как и 80 процентов молочных изделий. Похожая ситуация и в Мурманске. Как власть это регулирует? Могу только догадываться. Но это сделано сразу же, как только началась экспансия сетей в Вологодский регион. Потому что там поддерживают местных производителей.Денис Коротков, представитель региональной торговой сети ТД «Лотос»: – У нас были планы развития в районах республики, но в связи с массированным появлением федеральных торговых сетей пока решили ограничиться Петрозаводском. Условия конкуренции неравные. А ведь мы, в отличие от «федералов», всегда идем навстречу местным производителям, стареемся их поддержать.

 

Эта страница использует технологию cookies для google analytics.