Тендер против памятника

Бессмысленные чиновничьи проволочки ставят под угрозу давно назревшую реставрацию символа города Изборска

Бессмысленные чиновничьи проволочки ставят под угрозу давно назревшую реставрацию символа города Изборска

Ремонтно-реставрационные и строительные работы в Изборске сейчас приходится проводить в авральном режиме. Причина в бюрократических проволочках, из-за которых деньги пришли только в сентябре, когда восстановление исторических памятников надо не начинать, а заканчивать. А ведь речь идет о сохранении символа города – знаменитого Труворова креста.

На окраине кладбища, прилегающего к Труворову городищу, непривычно людно. Стоит вагончик-бытовка, тренога с блоками, люди в рабочих спецовках снуют вокруг более чем двухметрового креста, который принял непривычное для большинства постоянных посетителей музея-заповедника вертикальное положение. Люди помнят, что исполин много лет стоял с сильным креном, и к такому виду памятника уже настолько привыкли, что считали это нормальным. И только специалисты понимали, что раритет мог погибнуть.

Еще в 2008 году сотрудники Лаборатории реставрации цветного камня и скульптуры Государственного Эрмитажа осматривали Труворов крест и пришли к выводу: или памятник срочно выпрямляют и укрепляют, или он падает в любое время. Увы, денег у Государственного музея-заповедника «Изборск» на реставрацию никогда не хватало…

Но тут на горизонте замаячило 1150-летие Изборска – и начали поступать федеральные средства. Дождался своего часа и Труворов крест, которым начал заниматься один из лучших скульпторов-реставраторов Петербурга, сотрудник Эрмитажа Вячеслав Мозговой.

Специалисты Эрмитажа впервые столкнулись с таким объектом, как Труворов крест, – массивная каменная фигура, стоящая в очень неглубоком пазу плиты-постамента. Чтобы определить, насколько глубоко сидит крест и каково положение плиты, разумеется, пришлось потревожить все плиты вокруг памятника. Их укрепили и почистили, положили как следует. Но вместо благодарности реставраторы получили скандал. Директор Государственного музея-заповедника «Изборск» Наталья Дубровская, явившись впервые к реставраторам за время их работы, возмущенно заявила, что они все испортили, подвинули и почистили, мол, ушел дух места и вообще раньше лучше было, когда все стояло криво, косо и в лишайниках. На другой день, правда, госпожа Дубровская изменила мнение о происходящем и даже извинилась перед сотрудниками Эрмитажа, но осадочек, как говорится, остался.

В целом, казалось бы, все хорошо – уж такие классные специалисты не подкачают. Но вот время начала работ смущает: только в сентябре реставраторы приступили к большому и сложному объекту под открытым небом. А Псковщина в сентябре – совсем не южный берег Крыма. Ведь прежде чем начать заниматься поверхностью креста, памятник надо было выпрямить, а для этого пришлось вести земляные работы. Сейчас картина печальная: сверху – дождик, снизу – мокрая земля, щебня для посыпки отчего-то не достать (притом что Изборск окружен известняковыми карьерами). И без ответа остается главный вопрос: почему работы начаты так поздно? Ведь, по словам Вячеслава Мозгового, выполнявшего этот заказ, такая деятельность в осеннее время затруднена:

– Известняк очень быстро промокает, это же пористый камень, его приходится сушить феном и проводить массу других манипуляций, которых можно было бы избежать в сухую теплую погоду. Этим летом было много жарких дней, когда можно было бы спокойно работать, не переживая за качество реставрации, но лето было потрачено на оформление бумаг, на тендер, на переписку между ведомствами. Нам за свою работу не стыдно, но зачем создавать дополнительные трудности, кому это нужно?

А перенести работы на весну нельзя: по закону выделенные средства нужно потратить в этот же год. Любопытно, что деньги на реставрацию объекта, столь значимого для Изборска, доставал Эрмитаж. Руководитель лаборатории реставрации цветного камня и скульптуры Светлана Петрова надоумила изборскую администрацию обратиться в Министерство культуры и фактически составила письмо, где авторитетно объясняла, почему деньги нужны срочно. Деньги нашлись. Но драгоценное летнее время было упущено: его съело обязательное требование создания тендера на право реставрации.

Ситуация парадоксальная: Эрмитаж (имея лучших специалистов) обследует объект, находит деньги и должен стоять в очереди на тендер, чтобы приступить к реставрации объекта, которым никто другой все равно не будет заниматься в силу некомпетентности, то есть он единственный участник тендера! Но это закон, говорят чиновники, обойти процедуру тендера никак нельзя. А быстро у наших чиновников ничего не делается. В общем, лето прошло безвозвратно. А как сентябрьская реставрация скажется на кресте, покажет только время.

история вопроса Труворов крест – символ Изборска

Когда крест появился на своем нынешнем месте, точно не известно: сведений в документах на этот счет нет. Но легенды гласят, что он венчает захоронение легендарного основателя Изборска князя Трувора, брата Рюрика. Впрочем, археологи упрямо твердят, что никакого Трувора там нет, да и сам крест появился гораздо позже, не раньше XIV века. Тем не менее народная молва связывает крест с Труворовым городищем, которое на самом деле тоже никакого отношения к князю не имеет. Как бы то ни было, знаменитый памятник – один из самых больших каменных крестов Северо-Запада России.

Кстати, крест начал клониться после раскопок, которые граф Алексей Уваров, основатель Русского археологического общества, проводил вокруг памятника в 1878 году. Тогда археология только входила в моду, и чернорабочими у графа были великие князья, которых это очень развлекало. Но они своими неумелыми раскопками расшевелили плиту, на которой установлен крест.

В 1911 году профессор истории и археолог Илья Шляпкин провел противоаварийные работы, ибо памятник был в угрожающем состоянии. Этого хватило почти на целый век. Почему крест опять повело? Скорее всего, виновны подвижки почвы и из-за копателей (памятник стоит на действующем кладбище), и под действием грунтовых вод, уровень которых постоянно меняется.

тем временем… На месте святыни сделают балаган

В Изборске появилась еще одна тема раздора: администрация музея-заповедника желает сделать из внутреннего периметра крепости развлекательный комплекс, снеся дома причта и священника как зря занимающие площадь, а местные жители против, поскольку крепости они почитали как святыню, но не как балаган.

Увы, 19 августа скоропостижно скончался главный защитник крепости от балагана – отец Алексий Лопухин, настоятель Никольского собора в крепости. Причем произошло это прямо на совещании по юбилею Изборска. Пожилой священник страдал болезнью сердца, но последние дрязги его просто доконали. Конечно, дома, которые хотят снести, архитектурной ценности не имеют и вид стен заслоняют, но что будет на их месте? Если просто зеленая лужайка и невысокие деревца – это одно, а если торговые палатки, надувные аттракционы и прочая малохудожественная дребедень – совсем другое.

Крест разбили и спрятали

В Изборске любой научный сотрудник гордо расскажет о так называемом кресте Степана – древнем каменном кресте с точной, по мнению изборян, датой его изготовления. О кресте этом много говорят, но показывают только его прорисовку, сделанную археологом Александром Артемьевым. А не показывают по одной простой причине: крест разбит на пять кусков и заперт в часовне в центре Изборска. Как установил начальник отдела полевых исследований Археологического центра Псковской области Александр Михайлов, крест разбили случайно уже довольно давно: в часовню на полном ходу врезалась машина. А вот почему администрация музея заповедника много лет скрывает это происшествие и совсем не желает реставрировать разбитый памятник, остается только догадываться. Наверное, потому, что тогда придется признаваться, что раритет расколот. И музейщики поступили как дети, которые прячут сломанную игрушку подальше под кровать, – просто скрыли и объект, и факт. Корреспондентам «НВ» удалось проникнуть в часовню и отснять крест исключительно благодаря помощи ныне покойного священника отца Алексия.

 

 

Эта страница использует технологию cookies для google analytics.