Если соседи – гастарбайтеры...
Вечные проблемы обитателей питерских коммуналок теперь осложняются наплывом мигрантов, многие из которых снимают в городе комнаты
Вечные проблемы обитателей питерских коммуналок теперь осложняются наплывом мигрантов, многие из которых снимают в городе комнаты
Бывает, что гастарбайтеры, которые снимают жилье в коммуналках, ведут себя тихо, сутками пропадают на работе. Бывает, что вся проблема в одном только количестве съемщиков. Но бывает и так, что приезжие вступают с соседями в конфликты, которые нередко перерастают в настоящую войну. Причем аборигены в этой войне оказываются беззащитны. Мы расскажем вам две типичные истории, пострадавшими в которых стали петербургские пенсионерки. Даже если хотя бы половина из того, что они рассказывают, – правда, уже становится не по себе. И, так или иначе, проблемы, с которыми они столкнулись, становятся для обитателей городских коммуналок все актуальнее.
Галина Румянцева и ее пожилая мать живут в такой обстановке уже 12 лет. Женщины занимают одну из комнат в двухкомнатной коммуналке, а хозяин второй сдает ее приезжим из Киргизии. Съемщиков – аж десять человек! А может, и больше – они постоянно меняются, к ним приходят друзья и знакомые, которые порой засиживаются в гостях по нескольку дней, – так что точно подсчитать, сколько у нее соседей, Галина Леонидовна не может. Она знает только, что сейчас вторую комнату занимает семья – родители с четырьмя маленькими детьми и несколько их не то родственников, не то приятелей. А стоит Галине Леонидовне выйти из своей комнаты, как она наталкивается на ватагу детей, которые катаются на роликах и самокатах или играют в футбол. Просьбы утихомирить малышей, говорит она, ни к чему не приводят. Родители в ответ на них только отмахиваются: «Чего хотите? Это же дети!»
Словом, ведут себя соседи так шумно и грубо, что, рассказывая о них, Галина едва сдерживает слезы. С ней и ее матерью соседи не считаются ни в чем: по ночам они то бурно веселятся, то ругаются, а днем прочно оккупируют кухню и ванную. На любые замечания отвечают криками и угрозами.
А что же хозяин комнаты?
– Когда я в первый раз попыталась с ним поговорить и попросить не сдавать комнату кому попало, он меня даже слушать не захотел, – вспоминает Румянцева. – А в другой раз с улыбкой сказал, что объявляет мне войну и я все равно ничего не смогу против него сделать. И похоже, он прав, потому что справиться с толпой соседей мы с мамой действительно не в состоянии. Им на нас наплевать, а в полиции, когда мы туда обращались, только разводили руками – они тоже ничего не могут сделать.
Между тем «гости» уже давно ведут себя в квартире как хозяева. Галина Леонидовна рассказывает, что они с мамой уже два месяца не могут постирать белье в стиральной машине – в ней круглыми сутками крутится одежда соседей. А стоит ей поставить чайник и на минуту выйти из кухни, как он тут же оказывается убранным с плиты. Стоит забыть на столе ложку – и ее утащат.
При этом жильцы вообще не убирают за собой: Галина сама наводит порядок в местах общего пользования. Одно время, правда, в компании ее соседей проживал один человек, который тоже следил за чистотой, но потом он куда-то переехал – видимо, и сам не смог жить вместе с остальными.
А еще соседи не следят за безопасностью квартиры – могут оставить включенным газ, не зажигая его, или выбросить в полное мусора ведро непотушенный окурок. Несколько лет назад из-за этого в доме уже был пожар.
Между тем у Румянцевой есть еще дочь и маленький внук, но они сейчас живут в съемной комнате – Галина Леонидовна боится брать их к себе. И не только из-за тесноты. Один раз, рассказывает Галина, внук, гостивший у нее, выглянул в коридор, где играли соседские дети. Так они затащили мальчика в свою комнату и стали его бить.
– Больше я дочь с внуком к себе не беру – нельзя им у нас находиться, – считает Румянцева.
Словом, Галине Леонидовне остается только одно: поменять свою комнату на другую. Но разве кто поедет жить с такими соседями?..
В Общественной приемной Балтийской медиа-группы обещали помочь Галине Румянцевой.
В похожей ситуации оказалась и другая пенсионерка, Галина Ашаева. Она занимает одну из комнат в трехкомнатной квартире, а хозяева двух других тоже сдают свою жилплощадь жителям бывших союзных республик, приехавшим в Петербург на заработки. Жильцы снимают эти комнаты на несколько месяцев, потом, подзаработав денег, уезжают, и на их место вселяются новые. Было время, когда в комнатах проживали по 10–15 человек. Большинство из них тоже не тратили время на уборку, и в итоге квартира уже давно находится в крайне плачевом состоянии и требует ремонта.
При этом хозяева соседских комнат не оплачивают коммунальные счета, и у них уже образовался долг в 57 000 рублей. А ведь денег от сдачи комнат должно на это хватать с лихвой. Сами же соседи живут у родственников и утверждают, что это Галина Ачаргалиевна вынудила их переехать, поскольку жить с ней в одной квартире было невозможно из-за ее «ужасного характера».
Галина Ашаева пыталась жаловаться на сдающих комнаты хозяев в Управление федеральной миграционной службы по Петербургу, но это давало лишь временный результат. Соседи на время прекращали брать жильцов, выжидали немного, а потом все начиналось сначала. А после очередного обращения, говорит Галина, сын хозяйки двух соседских комнат сильно избил ее, и теперь она уже опасается продолжать борьбу с ними.
И все же пенсионерка решила поискать справедливости в Общественной приемной Балтийской медиа-группы. Там ей объяснили, что в ее квартире нарушается не только закон о мигрантах, но и санитарные нормы. Сейчас Галина Ачаргалиевна ждет встречи с еще одним юристом Общественной приемной, который должен подсказать ей, как правильно действовать в создавшейся ситуации.
– Очень надеюсь, что там мне помогут, – вздыхает Галина. – Сейчас, правда, у меня дома стало немного спокойнее – въехали новые жильцы из Украины, всего пять человек. Ведут они себя спокойно, но кто знает, что будет дальше? К тому же они тоже ничего за собой не убирают. Только один из них соблюдает порядок, но не хочет делать уборку за всех остальных. И неизвестно, кого мои соседи пустят в квартиру, когда эти пятеро уедут…
слово юриста «Собственник комнаты может селить у себя кого угодно, но…»Зарина Амерханова, юрист:
– Действующее законодательство четко устанавливает право собственника жилого помещения распоряжаться своим имуществом по своему усмотрению – пользоваться им самостоятельно, предоставлять для пользования третьим лицам, в том числе по договорам аренды или безвозмездно. С точки зрения закона это право подлежит безусловной защите и обеспечивается нормами Гражданского кодекса РФ и Жилищного кодекса РФ.
Но при этом в ряде случаев на собственника накладываются определенные ограничения. Так, лица, владеющие имуществом на праве общей долевой собственности, могут распоряжаться им только с согласия всех иных сособственников. Следует отметить, что в Петербурге большинство коммунальных квартир оформлено именно в долевую собственность, без выделения доли в виде отдельной комнаты.
Но даже если предположить, что доля собственника была выделена в виде комнаты, в коммунальной квартире еще остаются места общего пользования, которые находятся в долевой собственности и распоряжение которыми должно осуществляться по соглашению всех собственников.